"Ваши произведения - абсурд!" сказал как-то Римский-Корсаков юному Сергею Дягилеву.
В Москве проходит выставка "Генеральная репетиция", посвященная творчеству первого русского продюсера.
Все, кто так или иначе увлекается искусством XX века волей/не волей слышали это имя!
Знаменитые "Русские сезоны", вся Европа меняла имена на русские, а художница Наталья Гончарова работала с самой Коко Шанель.
Анна Павлова (которая - не десерт), Игорь Стравинский, да что уж там - и сам Римский-Корсаков - во многом обязаны своим успехом именно Дягилеву.
Он обманывал людей, не платил зарплату, был невероятно харизматичным самодуром, но он создал целый мир!
«Я не люблю балет. В нем нет никакого смысла и содержания. И смотреть его могут с одинаковым успехом как умные, так и глупые» - говорил Дягилев. Однако именно на него он сделал ставку в «Русских сезонах». Ему удалось синтезировать танец, музыку и декорации в единое целое.
С 1910 года, после премьеры «Шахерезады», в европейскую моду вошли шаровары, тюрбаны и даже загар!
А в 1923 королева Елизавета выходила замуж в платье, обыгрывающем русские фольклорные мотивы
За седую прядь Дягилев получил прозвище «шиншилла». Эту солидную особенность очень любили женщины. А вот Дягилев их не любил..
Точнее «испытывал стойкое отвращение к женскому телу». Причиной тому, со слов самого Сергея Павловича, стал его первый роман в 17 лет. «Очень хорошая девушка» не просто бросила юного Дягилева, но еще и наградила венерическим заболеванием.
(Серж Лифарь. «С Дягилевым»)
А вот с мужчинами дела обстояли совсем иначе. Он страшно ревновал всех своих танцоров к женщинам, в независимости от степени их близости. Даже самую главную звезду своей труппы Вацлава Нежинского Дягилев выгнал сразу после его свадьбы в 1913 году. Без объяснения причин.
Сергей Павлович в целом был весьма вспыльчивым и драчливым. Он смело мог ударить обидчика, и далеко не только на почве ревности.
Эта ярко выраженная эмоциональность ощущается в каждом движении невероятных постановок.
На выставке, к сожалению, на мой взгляд очень слабо раскрыта личность самого Дягилева. И в целом, самый большой акцент сделан на совместную работу с Гончаровой (некоторые залы и вовсе - персональная выставка эскизов). Лично мне для погружения не хватило масштабов видео-подборок, костюмов (пусть и в репродукции) и биографии самого импресарио.
Впрочем, для формирования своего мнения - лучше один раз увидеть!
Билеты можно купить тут