Руководители и сотрудники работающих в регионе средств массовой информации и пресс-служб обсуждали актуальное состояние отрасли. А молодые журналисты, блогеры и студенты журфаков получали новые знания и навыки. Мастер-классы и лекции для них провели ведущие специалисты страны.
Актуальные темы
Одним из ключевых и традиционных мероприятий форума стал Совет главных редакторов Югры. В центре внимания руководителей окружных средств массовой информации была реализация информационной политики в период специальной военной операции. А именно – борьба с многочисленными фейками, буквально заполонившими медиасферу.
– Сегодня объем поступающей информации настолько велик, что мы не успеваем воспринимать ее, и у нас возникают проблемы с ее фильтрацией. Иными словами, сейчас не вопрос получить любую информацию. Сложность в ее верификации, – отметил директор агентства «Астра Медиа», руководитель проектов «МК-Югра», «МК в Тюмени» Владимир Бебех. – На мой взгляд, мы заходим в эпоху информационной какофонии. И нам не хватает нового рода войск – информационного. Если смотреть сегодняшнюю повестку, мы постепенно выравниваемся. Время просадки, когда мы явно попали под серьезный информационный прессинг, проходит. Эксперты обсудили возможные меры по борьбе с фейками, их фильтрацией. Также они говорили о важности формирования идеологии, способной дать населению ясную, четкую цель – то есть, сформировать образ будущего, ради которого стоит преодолевать сегодняшние трудности. При этом понятна и сложность задачи. Дело в том, что подобная работа начинается с малого – осознания ценностей, которые всех нас действительно объединяют. И важнейшую роль здесь играет воспитательная работа с подрастающим поколением.
Первый заместитель губернатора Югры Алексей Шипилов так прокомментировал звучащие сегодня тезисы о том, что «мы проиграли информационную войну»:
– На мой взгляд, это не так, ничего мы не проиграли. Данные социсследований демонстрируют, что нам удалось убедить людей в правильности наших действий. Хотя не нужно и скрывать, что есть определенные кризисы, проблемы. Их нужно признавать и оперативно нивелировать. Также заместитель директора – главный редактор печатных и сетевых СМИ окружной телерадиокомпании «Югра» Владимир Меркушев рассказал о новых вызовах, стоящих перед СМИ:
– В последнее время электронные СМИ, с которыми мы работаем на базе ОТРК «Югра», столкнулись с массовыми DDoS-атаками. Первый заход мы получили в марте, когда все только начиналось, второй – осенью, когда разместили баннеры о поддержке сбора средств. Коллеги из других электронных СМИ тоже столкнулись с этой проблемой. В связи с этим у нас есть предложение. Губернатор Югры Наталья Комарова озвучила планы создания центра кибербезопасности. Как мы понимаем, изначально он будет сопровождать работу органов власти. Если возможно, предлагаем рассмотреть новую меру поддержки региональных СМИ, чтобы этот центр кибербезопасности помогал функционировать, в том числе, и средствам массовой информации.
Чем опасен информационный вакуум
Колоссальный объем полезной информации получили участники форума, посетившие разнообразные лекции, мастер-классы, дискуссии и деловые игры. В качестве спикеров на них выступали представители ведущих изданий России, АНО «Диалог» и «Национальные приоритеты», специалисты по PR крупных брендов, блогеры. Начинающим журналистам рассказали о том, что происходит в мире, стране, и какую роль сегодня играют СМИ. Полученные знания позволили им не только повысить свой профессиональный уровень, но и понять, чем им предстоит заниматься.
Так, руководитель управления по работе с Уральским федеральным округом АНО «Диалог Регионы», политтехнолог и медиаменеджер Андрей Ткаченко прочитал лекцию для журналистов и представителей медиасферы Югры. Он рассказал о правилах работы медиа-блока в период информационной войны. Эксперт посоветовал органам власти и компаниям разработать внутреннюю градацию рисков – от низкого уровня критичности (с малым охватом, волнующим определенную социальную группу) до красного (риски, которые могут перейти на федеральный уровень).
– Отрабатывать риски нужно, чтобы предотвратить эскалацию, показать, что органы власти или корпорации контролируют проблему и принимают максимальные усилия, чтобы ее решить, – рассказал эксперт. –Необходимо реагировать оперативно и выходить в информационное поле в период до четырех часов со своим комментарием события. Если это чрезвычайная ситуация, то это 15-30 минут максимум. Иначе информационный вакуум будет быстро заполнен любыми версиями и слухами. Место СМИ в гибридной войне
О кибервойне как методе социальной инженерии рассказал блогер и выпускник проекта «Мастерская новых медиа» Илья Гогуа. По его словам, посредством интернета и социальных сетей в пользователей закладывается определенная информация, которая заставляет людей действовать так, как хочет социальный инженер.
– Смысл кибервойны – уничтожить правильные понятия и внедрить иные. Когда в молодого человека загружаются модели поведения из киберсреды, он, сам того не понимая, может выйти на митинг. И он не знает, зачем это делает, рискует собой, рискует семьей, смысла в этом никакого нет, – сказал Илья Гогуа. Информационной манипуляции, рассказал эксперт, легче всего поддаются люди с клиповым мышлением. Для того чтобы этому противостоять, необходимо развивать системное мышление.
Не доверяй и проверяй
О правилах фактчекинга поведала руководитель управления продаж информационных продуктов ИА ТАСС Алиса Тимошенко. По ее словам, в 2020 году случился всплеск фейковой информации. По данным Лиги безопасного интернета, за тот год в сети появилось более 15 000 фейковых сообщений. Этому способствовало развитие соцсетей и высокая скорость распространения информации, а также недоверие, сложившееся к официальному источнику информации в период пандемии коронавирусной инфекции.
Правила проверки информации очень простые, рассказала эксперт. Нужно использовать сведения из достоверного источника или нескольких источников. Также можно использовать в качестве информационного повода какой-то свершившийся факт.
Отметим, что всего в работе «Информационного мира Югры» приняли участие около трехсот человек со всей России. Организовал форум департамент общественных, внешних связей и молодежной политики региона при участии медиахолдинга «Югра».
Елена Шумакова директор департамента общественных, внешних связей и молодежной политики Югры
- Форум впервые собрал не только специалистов сферы медиа, здесь представлены и те, кто работает в блогосфере, учреждениях культуры, искусства, спорта. Мы обсудили стратегические коммуникации в период больших изменений, кризисов. Очень важно, чтобы все мы работали на одну задачу, чтобы формировалось доверие, чтобы мы все были едины, чтобы не происходило расколов в обществе. Это очень важно в нынешний период, когда всем нужно работать на общую победу и способствовать тому, чтобы снижалась тревожность в обществе. Александр Лукьянов специальный корреспондент телеканала «Россия 24»
- Мне хотелось рассказать коллегам о том, что я видел на Донбассе во время своих командировок. Пообщаться с ними, объяснить все про мой любимый формат – специальные репортажи. По своему жизненному опыту я знаю, что этому мало где учат. Журналисту самому приходится «набивать шишки». Поэтому я готов делиться своим опытом. Мне хочется, чтобы этот формат продолжал жить на телевидении, переходил в ютуб, в интернет. Чтобы специальные репортажи продолжали существовать, потому что они очень нужны, поскольку отвечают не только на вопрос, что случилось и где, а к чему это может привести и раскрывает причины. Надежда Ефремова руководитель проектного офиса АНО «Национальные приоритеты»
- Нашей организации уже три года. Основная цель ее деятельности – коммуникации во всем, что связано с национальными проектами. На сегодня в стране меньше одного процента людей, которые вообще ничего не знают про нацпроект. В целом, бренд известен. Мы очень гордимся нашими рекламными кампаниями. Мы делаем наружную рекламу, интернет-рекламу, развиваем собственный ресурс «национальныепроекты.рф» – это главная площадка по информационной работе с регионами. Жители любого региона, муниципалитета могут найти на нем интересные для себя новости. Наша совместная задача – рассказывать о том, что в любой точке страны у человека есть возможность жить хорошо, пользоваться всеми благами, которые предлагает государство. Читать в источнике