Найти тему
Наука и фантастика

Бетховен и инопланетяне

Этот канал посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выложена на Литрес. Раскрываю секреты творческой лаборатории, знакомлю со своими мирами и героями, объясняю подробности.
Мой коллаж: снимок спиральной галактики телескопом Джеймс Уэбб (NASA, CC) и портрет Бетховена работы В. Мэлера (1804-1805, Википедия).
Мой коллаж: снимок спиральной галактики телескопом Джеймс Уэбб (NASA, CC) и портрет Бетховена работы В. Мэлера (1804-1805, Википедия).

В пояснительной заставке к этому блогу я сразу упоминаю о том, что моя профессия - музыковед, историк музыки, и я - специалист прежде всего по творчеству Бетховена. Последняя моя книга, "Бетховен и русские меценаты", недавно вышла в свет в московском издательстве "Бослен" - на их сайте ее можно заказать по самой доступной цене. В других сетевых и реальных магазинах - ощутимо дороже.

16 декабря - день рождения Бетховена (да, полностью поручиться за дату нельзя, но он был крещен 17 декабря, и, скорее всего, это произошло на следующий день после появления младенца на свет).

Поэтому сегодняшняя статья посвящена теме, объединяющей мои профессиональные занятия с моим увлечением космосом и фантастикой.

В "Хранительнице" неоднократно упоминается Романс для скрипки с оркестром Бетховена фа мажор, который исполняет юный пилот-скрипач Карл Максимилиан вместе со своим отцом, бароном Максимилианом Александром. Отец играет на синтезаторе, что позволяет воспроизводить звучание оркестра.

Эту запись Карл посылает Юлии Цветановой-Флорес с Арпадана на Тиатару, не отваживаясь прямо признаться ей в любви, но делая это при помощи музыки - и Юлия понимает, что ее чувство к Карлу, которое она считала безнадежным и безответным, на самом деле взаимно.

Когда космолет, на котором Карл прибывает на Тиатару, терпит аварию при посадке во время бури, и Карлу угрожает пожизненная инвалидность, Юлия просит помощи у своего опекуна и учителя, Ульвена Киофара Джеджидда. Собственно, первым делом нужно найти и забрать с космолета скрипку Карла - это старинный немецкий инструмент, которым он очень дорожит, хотя сам на себе уже поставил крест. Юлия показывает учителю ролик с романсом Бетховена.

Мы сели рядом, поскольку экранчик маленький. От звуков музыки я начала плакать, но без нервных спазмов, как в прошлый раз. Просто слезы текли, и мне почему-то становилось от этого легче. Светлая и утешительная мелодия в сочетании с обликом прежнего Карла — златокудрого, синеглазого, стройного, вдохновенно поглощенного звуками — порождала двоякое чувство: будто всё закончится хорошо и одновременно будто всё хорошее позади, можно лишь вспоминать и лить слёзы.
— Моя бедная Юлия, — проговорил Ульвен, не касаясь меня.
— Не надо меня жалеть, дорогой магистр. Помогите, если сумеете.
— Название корабля? Кто там главный?
— «Шакриккон», грузовое судно с Шерот. Капитан Намроддаш, тактаи.
— Хорошо. Если это виолино там, оно будет доставлено сюда. Вы тоже на нем играете?
— Нет. Это невероятно трудно. Нужно учиться с раннего детства. Лет с пяти. Даже на Теллус сейчас скрипачей немного. А Карл-Макс теперь, вероятно, не сможет ни играть, ни летать… Он боится, что всё теперь кончено… И не хочет жить. Понимаете?

Скрипку с помощью такого влиятельного лица, как принц Ульвен Киофар, удается быстро найти и вернуть, но этого мало: Ульвен решает сделать всё возможное, чтобы спасти самого Карла, то есть вернуть его к полноценной жизни, восстановить фактически раздробленную кисть правой руки и поврежденный позвоночник. Без помощи Межгалактического альянса это нереально (на Тиатаре нет таких специалистов и такой аппаратуры), и принц убеждает куратора планеты организовать доставку врачей и оборудования, ради чего жертвует всем своим состоянием, оставив себе только жалованье магистра.

Юлия удивляется, какие аргументы ее учитель мог привести, чтобы сподвигнуть на такое решение куратора, аисянина Уиссхаинщща, и тех, кто за ним стоит: Альянс - совсем не благотворительная организация, и даже деньги тут не помогут, если проект сочтут нецелесообразным. Кому нужно спасать начинающего космоплавателя, не представляющего никакой особой ценности для Альянса?.. Одним из веских доводов в пользу Карла оказывается его редкостное умение играть на скрипке - в этой части Вселенной таких искусников больше нет. И другой скрипки тоже нет. Хотя куратор абсолютно (даже патологически) не музыкален, да и с эмоциональным восприятием у него большие проблемы, демонстрация ролика с романсом Бетховена производит на него хотя бы визуальное впечатление. Уникальные артефакты, уникальные специалисты и уникальные навыки заслуживают жертв и затрат. Это соответствует принципам Межгалактического альянса: сохранение и развитие разума цивилизации, культуры - приоритетная задача.

Я ввела в свой роман "Тиатара" эпизоды с романсом Бетховена не только по причине моих собственных музыкальных интересов и пристрастий.

Бетховен и космос - сочетание вполне органичное, и не только в метафорическом смысле. Композитор интересовался космическими открытиями, а запись его музыки летит сейчас в дальнем космосе к неизведанным мирам...

Но про это - как-нибудь в другой раз.

Читайте "Хранительницу" на Литрес, подписывайтесь на этот канал, комментируйте и оставляйте отзывы здесь и там!

Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь с друзьями - любая помощь автору приятна и полезна.