Найти тему
Наука и фантастика

Бетховен и "звездное небо над нами"

Этот канал посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выложена на Литрес. Раскрываю секреты творческой лаборатории, знакомлю со своими мирами и героями, объясняю подробности.
Снимок телескопа Хаббл и портрет Бетховена работы Й. Штилера. Коллаж мой.
Снимок телескопа Хаббл и портрет Бетховена работы Й. Штилера. Коллаж мой.

В предыдущей статье говорилось о музыке Бетховена, упоминаемой в моей космоопере.

Но тема космоса была отнюдь не чужда самому Бетховену, который ею активно интересовался, особенно в 1820-е годы, когда он много думал о Мироздании как таковом, о сущности Бога (в очень широком понимании этого слова), о соприкосновении науки, философии и искусства в познании Вселенной и человека.

Обычно вспоминают о том, как Бетховен цитировал слова Канта из заключения к "Критики практического разума": "Звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас. Кант!!!"

Млечный путь. Фото с сайта photo69.ru. Все права на изображения принадлежат их авторам.
Млечный путь. Фото с сайта photo69.ru. Все права на изображения принадлежат их авторам.

Однако известно, что эту цитату Бетховен выписал не из книги Канта, а из статьи астронома Йозефа Иоганна Литтрова (1781-1840) "Космологические наблюдения", напечатанной в Wiener Zeitschrift /.../ за 29 января и 1 февраля 1820 года.

Литтров был чехом по происхождению. В 1810-1816 годах он служил профессором астрономии в Казанском университете, с 1813 являлся членом-корреспондентом Петербургской академии наук, а с 1819 - директором Венской обсерватории.

Благодаря щедрости Австрийской национальной библиотеке, выложившей в сеть свои оцифрованные газетные и журнальные сокровища, мы можем прочитать эти статьи (ну, те, кто умеет читать на немецком и не боится готического шрифта).

Начало номера журнала от 1 февраля 1820. С сайта ANNO.at.
Начало номера журнала от 1 февраля 1820. С сайта ANNO.at.
Окончание статьи Литтрова. Цитата из Канта выделена разбивкой. В этом же фрагменте упоминается астроном Хорнер, участвовавший в "первом кругосветном плавании отважного русского капитана Крузенштерна".
Окончание статьи Литтрова. Цитата из Канта выделена разбивкой. В этом же фрагменте упоминается астроном Хорнер, участвовавший в "первом кругосветном плавании отважного русского капитана Крузенштерна".

Эти факты говорят не о том, что Бетховен не читал Канта (вполне мог читать - "Критика практического разума" написана куда более доступным языком, чем "Критика чистого разума"), а о том, что он читал статьи по астрономии, пусть и популярные.

Знакомство со статьей Литтрова - не единственный пример явного интереса Бетховена к астрономии. Из трудов Канта он внимательно читал довольно специфический трактат "Всеобщая естественная история и теория неба" (1755). В так называемом "Дневнике" Бетховена (на самом деле, это собрание весьма разнородных записей, часто без дат) есть сделанные в 1816 году обширные выписки из этого трактата. При этом, конспектируя Канта, он вносил туда поправки - например, в 1755 году Кант не мог упоминать планету Уран, открытую Уильямом Гершелем в 1781 году, а Бетховен это уже учитывал.

Некоторые мысли Канта Бетховен перефразировал, то есть не бездумно переписывал цитаты, а уточнял их формулировки. Например:

Кант:

"Представив мир в состоянии простейшего хаоса, я объяснил великий порядок только силой притяжения и силой отталкивания - двумя силами, которые одинаково достоверны, одинаково просты и вместе с тем одинаково первичны и всеобщи".

Бетховен:

"Две силы, которые одинаково достоверны, одинаково просты и вместе с тем одинаково первичны и всеобщи, суть сила притяжения и отталкивания".

Наверное, сейчас это назвали бы гравитацией...

Интересно, что даже в чисто музыкальных дискуссиях Бетховен иногда прибегал к аргументам, заимствованным из астрономии. Если верить его секретарю Антону Шиндлеру (свидетелю вообще-то очень ненадежному), Бетховен спорил со своим приятелем, композитором и журналистом Августом Фридрихом Канне относительно выразительных свойств различных тональностей. Канне эти свойства отрицал, а Бетховен на них настаивал: "Чтобы точно обозначить беспочвенность отрицания характеристических свойств тональностей, он сравнивал с отрицанием влияния Солнца и Луны на морские приливы и отливы, которое признавалось еще древними и было непререкаемо доказано исследованиями Лапласа".

То есть, он безусловно знал о Лапласе и о его "Небесной механике" (последний том вышел в 1805 году, когда Бетховен публично исполнил свою "Героическую симфонию" и закончил оперу "Фиделио").

Идея обитаемости космических миров в кругу бетховенских друзей, насколько мне известно, не обсуждалась, однако я не удивилась бы, если бы Бетховену она не показалась абсурдной или неприемлемой.

Бетховен на берегу моря. Старинная открытка. Летающая тарелка добавлена мною.
Бетховен на берегу моря. Старинная открытка. Летающая тарелка добавлена мною.

В общем, изучение жизни и творчества Бетховена и сочинение космооперы - вполне совместимые вещи. Ибо "звездное небо над нами, а нравственный закон внутри нас" - принцип, которым руководствуются и мои герои, в том числе инопланетяне, разделяющие философию Межгалактического альянса.

Читайте "Хранительницу" на Литрес и на Литмаркет, подписывайтесь на этот канал, комментируйте и оставляйте отзывы здесь и там!

Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь с друзьями - любая помощь автору приятна и полезна.