Найти тему
KP.RU:Комсомольская правда

Иран отменил «надзор за хиджабами», но говорить о «смягчении исламских норм» в республике пока рано

    Власти Ирана отреагировали на волну протестов, упразднив местный институт "полиции нравов".  REUTERS
Власти Ирана отреагировали на волну протестов, упразднив местный институт "полиции нравов". REUTERS

Многомесячные протесты части иранцев «против режима и за права женщин», похоже, дали некоторые результаты. Ряд СМИ туманно сообщили, что Тегеран упраздняет полицию нравов. Речь о том самом учреждении, чьи офицеры 14 сентября задержали 22-летнюю гражданку Махсу Амини за «неправильно надетый хиджаб». Однако в полицейском участке у девушки произошёл сердечный приступ, и ещё через два дня она умерла.

По версии либералов - Махсу убили; по версии консерваторов - имел место несчастный случай, умело раскрученный западной сеткой влияния. В любом случае, вспыхнувшие по всей стране митинги стали самыми массовыми и кровопролитными за последние годы.

И вот теперь - в качестве реакции на народные волнения - исламская республика упраздняет эту самую полицию нравов (строго говоря, у неё есть несколько названий - «религиозная полиция», «назидательный патруль» и др.). Впрочем, речи о послаблении самих исламских порядков или отмене обязательного ношения хиджаба пока точно нет. Да и, помимо религиозных патрулей, в стране остаётся большое количество других спецслужб и военизированных структур со смежным функционалом; самая известная из оных - КСИР, Корпус стражей Исламской Революции.

    Иранская молодежь на улицах Тегерана.  REUTERS
Иранская молодежь на улицах Тегерана. REUTERS

В то же время сам Высший руководитель Ирана, аятолла Хаменеи, на днях - опять же, в ориентальной традиции, достаточно туманно - призвал к «революционной реконструкции культурной системы страны», добавив, что в некоторых сферах национальная культурная политика «проявляет слабость».

Что здесь имеется в виду - не очень понятно. С одной стороны, Иран, как и всякая страна, не монолитна, внутри её элиты имеется несколько кланов с самыми разными идейными предпочтениями. Таковых минимум три: сторонники «исламского пути» (собственно, группирующиеся вокруг аятоллы); далее, иранские националисты - часть военных и представителей светских властей, которым близка скорее «модель Ататюрка» из соседней Турции, где 90 лет назад светские реформы сочетались со строительством сильного национального государства. И третья, самая слабая, но питающая некие надежды часть, - либералы прозападного толка. Их особенно много среди молодёжи - ровесников покойной Махсы Амини.

    Высший руководитель Ирана аятолла Хаменеи.  REUTERS
Высший руководитель Ирана аятолла Хаменеи. REUTERS

И очевидно, что как минимум по вопросу «облегчения хиджаба» последние две клана могут заключить ситуативный союз против первого - что и выливается в некие изменения во внутренней политике.

Наконец, Иран - одна из немногих крупных стран, публично поддерживающая Россию в Украинском кризисе, из-за чего Запад предпринимает отчаянные усилия, пытаясь наказать непокорную республику.

Так что слова аятоллы о «реконструкции культуры» вряд ли стоит сравнивать с горбачёвской перестройкой - это, скорее, медленные управляемые реформы в духе Китая времён Дэн Сяопина. Когда страна подняла «железный занавес» и отменила самые радикальные практики времён недавнего «военного коммунизма», одновременно сохраняя свой строй и политическую систему.