Найти в Дзене
Русский и Литература

Итоговое сочинение 2022: темы и предварительные итоги

Оглавление

Итоговое сочинение 2022 года отгремело. Убитых и даже раненых нет. По крайней мере, среди моих учеников. Всё написали. Потерянными себя не чувствовали. Отсутствием аргументации не страдали. Но обо всём по порядку.

А вы согласны с товарищем Маяковским? (с сайта kontrolnaya-24.ru)
А вы согласны с товарищем Маяковским? (с сайта kontrolnaya-24.ru)

Какие были темы?

Все мои ученики, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по русскому языку, проживают в Центральном федеральном округе, поэтому и темы у всех были одинаковые. Вот они:

102. Какую жизненную цель можно назвать благородной?
210. Что такое взаимопонимание?
310. Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодежи?
409. В чём ценность исторического опыта?
512. Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
605. Что делает человека подлинно счастливым?

Сложными их назвать нельзя, слишком лёгкими тоже. Те, кто готовился и писал сочинения (а у меня по-другому нельзя), справился быстро. Многие мои ребята уже через два часа потянулись сдавать работы. Кто-то дотошно проверял ещё полчаса-час. Так что времени хватило за глаза.

Единственная тема, которая привела меня в недоумение, - это последняя. Каким ветром её занесло в раздел 3 «Природа и культура в жизни человека», я не понимаю совершенно. По моему скромному разумению, она относится к разделу 1 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека». И предполагать, что 11-классники будут говорить исключительно о том, что счастье человеческое заключается в созерцании природы или в создании произведений искусства, несколько нелепо… Мои ученики, например, так не сделали.

Какие темы и аргументы взяли мои ребята?

Единодушия не было, как это случалось в прошлые годы благодаря чётким направлениям. Двое взяли 102 «Какую жизненную цель можно назвать благородной?». Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка», рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» (поступок Данко) были взяты в качестве аргументов в одной работе, рассказ «Чудесный доктор» А.И. Куприна и поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души» - в другой. Ещё двое взяли 605 «Что делает человека подлинно счастливым?». Как я уже говорила выше, про искусство и природу ученики писать не стали. Да нигде это и не было указано. Аргументы: рассказ А. Платонова «Юшка», повесть-феерия А. Грина «Алые паруса» у одного ученика. И целых три произведения у другого (видимо, решил подстраховаться): рассказ М. Шолохова «Судьба человека», поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» и повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Ещё две ученицы взяли темы 210 «Что такое взаимопонимание?» и 512 «Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?». В первом сочинении Лиза рассматривала рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» и повесть Ю. Нагибина «Бунташный остров», а для второго Настя использовала рассказы Р. Брэдбери «Вельд» и М. Гэлприна «Свеча горела». Удивительно, что даже произведения, взятые для аргументации, не повторились. Видимо, идея разработчиков заставить ребят думать и рассуждать самостоятельно всё же оправдалась. Теперь будем ждать официальных результатов!

Если вы опасаетесь, что сделали что-то не так, советую ознакомиться с топом страшных ошибок, за которые общий зачёт могут не поставить:

5 ошибок в итоговом сочинении, которые ведут к "незачету", и как их избежать
Русский и Литература21 декабря 2020

Анна Терехова