Учений о праве множество, но все они могут быть отнесены к двум основным подходам, которые называют типами правопонимания.
Первый тип правопонимания – юридический позитивизм (легизм)
Lex – по латыни «закон». Легистский тип правопонимания приравнивает право к закону, приказу государства. С этой точки зрения право – это система обязательных правил поведения, предписанных официальной властью.
У истоков такого подхода стоит Томас Гоббс и его труд «Левиафан». Левиафан у Гоббса – это государство. Он писал:
"Правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием суверена".
Другие последователи этого подхода в XIX – начале XX в.в.: Дж.Остин, Ш.Амос, И.Бентам, Б.Виндшайд, К.Гербер, К.Бергбом и др., в дореволюционной России – Е.В. Васьковский, С.В. Пахман, В.Д. Катков.
В XX веке представителями «неопозитивизма» являлись Г.Кельзен и Г.Харт. Они говорили, что в основе права лежит «основная норма» - норма Конституции, которая обеспечивает обязательность и силу других норм права.
Недостаток позитивизма очевиден: это учение игнорирует содержание правовых норм. Содержание их может быть любым, таким, каким его захочет видеть законодатель, даже если оно будут противоречить началам справедливости.
Вот высказывания Кельзена в его труде "Чистое учение о праве":
"наличие действительной нормы, устанавливающей определенное поведение в качестве должного, и соответствующей ей ценности не исключает того, что может быть действительной и другая норма, устанавливающая противоположное поведение в качестве должного и составляющая противоположную ценность";
"абсолютно любое содержание может быть правом".
Позитивистское правопонимание обесценивает право, потому что с этой точки зрения правомерное поведение ценно только тем, что оно соответствует закону.
Второй тип правопонимания – юридический
Юридический тип правопонимания различает право и закон, понимая под правом нечто объективно существующее, не зависящее от воли и усмотрения государственной власти.
Под правом могут подниматься:
- так называемое «естественное право», проистекающее из самой природы человека. Содержанием естественного права являются такие моральные категории, как свобода, равенство, справедливость, достоинство личности (естественно-правовая теория, или юснатурализм: Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев).
Вот высказывание современного ученого, профессора Тюменского государственного университета Н.М. Добрынина в духе юснатурализма:
«право прежде всего есть справедливость, вне зависимости от того, имеет ли она какое-либо внешнее нормативное выражение в писаном праве..." (Государство и право. 2021. № 7);
- «правовые эмоции» людей, то есть переживания, связанные с правами и обязанностями (психологическая теория права: Л.И.Петражицкий, А.Росс, И.Рейснер);
- «живое» право, то есть реализация, «применение» права на практике (социологическая теория права: Е.Эрлих, Р.Паунд);
- форма отношений равенства, свободы и справедливости, определяемая принципом формального равенства субъектов (либертарно-юридический подход, разработанный советским и российским ученым В.С.Нерсесянцем).
Варианты могут быть и другие, но их объединяет то, что все эти учения различают право и закон.
Легистский тип правопонимания очень симпатичен своей простотой, он рассматривает только «позитивные», то есть исходящие от государства нормы. Он хорош для начинающих юристов и людей, не связанных с юриспруденцией, так как воспитывает уважение к закону как таковому.
Но для опытного юриста этого недостаточно. Чтобы писать проекты нормативных актов, разрешать споры, защищать человека от произвола государства, необходимо видеть глубже. Понимать, как будет правильно в данной ситуации. Не для того, чтобы игнорировать предписания государства, а для того, чтобы правильно понимать и применять их.