Придумали такую программу, ChatGPT называется, которая напишет ученику приличное сочинения на любую тему и на любой вопрос. Если ученик уже написал сочинение, программа отполирует и отшлифует его работу. Интересная статья вышла недавно в The Atlantic, страшная:
Автор статьи - учитель английского языка, то есть литературы по-русски, в частной школе где-то в Сан-Франциско. Школа "продвинутая" и в старших классах изучает, например, книги о нетрадиционных отношениях. В подобной школе совсем недавно работал и я в Лос-Анджелесе. Там тоже интересовались (да и сейчас интересуются) всем новым.
Хорошо помню один разговор с коллегой о том, как было бы здорово проверять сочинения наших учеников так же быстро, как мы проверяли тогда тесты. Была у нас такая машина под названием Scantron, которая за секунды выявляла все ошибки в тестах и выдавала результаты, то есть не надо было часами сидеть и от руки всё проверять.
Вкалывают роботы, а не человек. Мечта профессора Громова, создателя Электроника, приобретает сегодня всё более конкретные очертания. Автор статьи в "Атлантике" впечатлён достижениями науки и техники, но, в то же время, обеспокоен. Что станет с его работой? А что станет с моей? Если даже такую творческую работу, как написание сочинений, можно передать машинам, то что вообще машинам не под силу?
Вопрос об ограниченности машин философский, и на него я уже пытался ответить пару лет назад с позиции простого учителя истории в старших классах:
Как изменится работа учителя английского языка, написавшего статью? Абсолютно понятно, как. Он перестанет задавать ученикам сочинения на дом. Вместо этого они будут делать это в классе с карандашом в руке (ручкой мало кто пишет контрольные в Америке), а ещё лучше обсуждать прочитанное (или прослушанное) в классе на оценку или вообще за здорово живёшь.
Иными словами, в цене возрастут межчеловеческие отношения, отношения учителя с его учениками. Учителя, ищущие лёгких путей проверок знаний и навыков учеников, потеряют свою работу. Останутся только те, кто сможет просто-напросто вывести учеников на разговор, желательно по душам и желательно по изучаемой теме:
Одной из ключевых фраз в частных американских школах уже давно стали слова social-emotional. Целью становится не столько передача ученикам знаний, сколько развитие их социально-эмоциональных навыков, и делать это из года в год становится сложнее, потому что ученики оторваться не могут от своих гаджетов и вырастают дикарями в плане общения с другими людьми.
В общем, в цене будет (или уже стало) то, что трудно достать. Знаний - пруд пруди. В одной руке умещается весь интернет. Этим мало кого удивишь. Удивить же можно будет умением договариваться с другими людьми, убеждать их в чём-то и ставить правильные вопросы для дальнейшего поиска решения проблем. Межличностные отношения - вот дефицитный навык, за который в обозримом будущем станут платить хорошие деньги:
Спасибо, что дочитали статью до конца. Жмите палец вверх и подписывайтесь на канал. До новых встреч!