Найти тему
Свет славы

Гений кинематографии и типичный бабник

Оглавление

Режиссёр Андрей Тарковский считал связи с женщинами частью своей работы. Он утверждал, что романы с актрисами служат искусству.

Андрей Тарковский (источник: kino-teatr.ru)
Андрей Тарковский (источник: kino-teatr.ru)

Гений

Тарковский – признанный гений мирового кинематографа. Нам же, обывателям, его фильмы кажутся непонятными и странными, даже скучными, и в них вроде ничего особенного.

Да, фильмы Тарковского – не развлекаловка, не современный экшн. Приходится напрягать извилины, чтобы углубиться в философию Тарковского.

На днях пересмотрела «Сталкер», «Солярис» и «Зеркало» Тарковского.

В его картинах прежде всего притягивает внимание образ воды. Да, образ, потому что режиссёр снимает не просто красивые и разные водоёмы, лужи, озёра, реки, водопады, океан, ливень, а воду красноречивую, которая без слов может рассказать о чём угодно.

Вода в «Сталкере», например, – это анналы, это история. В ней – безжизненные остатки человеческой жизни: какие-то железяки, тряпки и другие предметы, они – свидетели былого, в то же время приметы безжизненного на первый взгляд, но чрезвычайно опасного нынешнего. А какая красивая вода в начале «Соляриса»!

Ещё на такой момент обратила внимание: в советское время модным, даже злободневным был вопрос: в чём смысл жизни? Помню, у нас был диспут на классном часе, потом на эту тему спорили между собой мы, подруги. Поднимался он и в литературе, искусстве, кино.

И в «Сталкере» о нём говорят: «всё в конечном счёте имеет смысл. И смысл, и причину». В том числе и жизнь человека. В фильме я нашла такой ответ: смысл жизни заключается в исполнении сокровенного желания. Но не просто рядового, обывательского желания или эгоистичной мечты.

По философии фильма, сокровенное желание должно иметь общечеловеческое, планетарное значение. Люди вроде Тарковского потому и гениальны, что мыслят планетарно. Ладно, про смысл жизни гениев понятно, а для чего живёт обычный, ничем не примечательный человек? (Хотя у меня давно имеется свой вариант ответа: мы, не гении, служим гумусом, питательной средой для появления гениев).

Фильм «Сталкер» начинается с холодного утра. На широкой кровати, стоящей в каком-то полуразрушенном, неухоженном доме, спят муж, жена и между ними их дочь. Проносятся поезда, дребезжит посуда на столе.

Жене (Алиса Фрейндлих) хочется, чтобы муж (Александр Кайдановский) был примерным семьянином. Но влюбилась-то она во что-то другое в нём, её совсем не интересовали задатки заботливого хозяйственника в будущем муже. Он слеплён из философского теста, так что жене приходится брать на себя все заботы о семье и о муже. Она злится, но понимает: будь он обычным крепким земным мужиком, она его не полюбила бы и даже считаться с ним, таким земным, не стала бы.

В конце фильма она признаётся сама в этом: знала, что с ним будет горько, но лучше горькое счастье, чем серая, унылая жизнь.

Это про жену. Но в фильме главный герой – Сталкер, проводник по Зоне фантастического происхождения, и его путники, Профессор (Николай Гринько) и Писатель (Анатолий Солоницын). Они намерены попасть в некую Комнату на Зоне, где исполняются самые искренние и заветные желания. Путь, полный опасностей, путь зыбких желаний. Все-таки фильм завораживает и притягивает внимание. Недаром весь мир признал Тарковского гением, его фильмы – гениальными.

Бабник

Андрей Тарковский считал, что даже его простое внимание должно осчастливить любую женщину. Конечно, не потому, что он гений. Просто есть тип мужчин, считающих себя однозначно неотразимыми и самыми желанными для любой женщины. Будь он шофёром, пианистом, сантехником или профессором.

Тарковский по большому счёту женщину не считал за человека. В интервью одной журналистке он сказал, что

«женщина не имеет своего внутреннего мира и не должна его иметь. Её внутренний мир должен полностью раствориться во внутреннем мире мужчины».

Немного горько, но мне кажется, что влюблённые женщины смотрят на мир глазами любимого мужчины.

Любвеобильный Андрей Тарковский (4.04.1932–29.12.1986) не пропускал ни одну красивую актрису или работницу, занятую на съёмках.

Всех не перечислишь. Хотя такого списка, наверняка и у самого Тарковского не было.

Андрей ещё мальчишкой не раз испытывал чувство детской влюблённости. Самой первой взрослой любовью была Ольга Ганчина из геологической экспедиции в 1953 году.

Были итальянка Донателла Баливо, Дарья из Ленинграда, норвежская танцовщица Ингер (эта женщина родила сына, но 54-летний отец ребёнка не увидел ни разу, он скончался от рака лёгкого через два месяца после его рождения), переводчица Лейла Александер-Гаррет.

Наталью Бондарчук снимал режиссёр в фильме «Солярис». В ходе работы они открывали личности друг друга. Наталья и Андрей влюбились друг в друга.

Наталья Бондарчук в "Солярисе" (источник: belkin.tv)
Наталья Бондарчук в "Солярисе" (источник: belkin.tv)

Вообще, режиссёр, снимая художественный фильм, должен любить главных героев. В нелюбимых героев не вложишь душу. Без участия души фильм не станет шедевром. Я так думаю. В «Солярисе» главная героиня, инопланетная Хари, исполненная Бондарчук, научилась любить и превратилась в настоящего человека.

Тарковский с Ирмой Рауш (источник: (источник: muzhyazheny)
Тарковский с Ирмой Рауш (источник: (источник: muzhyazheny)

У Андрея была жена, Лариса Кизилова, и сын Андрей. На Ларисе он женился летом 1970. Из-за непредвиденной беременности женщины развёлся с первой женой, Ирмой Рауш, и скоропалительно отправился в загс – ребёнок родился 7 августа. Хотя от Ирмы он давно ушёл и пять лет жил с Ларисой без загса.

Тарковский с Ларисой Кизиловой-Тарковской (источник: muzhyazheny)
Тарковский с Ларисой Кизиловой-Тарковской (источник: muzhyazheny)

С Ирмой Рауш он состоял в браке 13 лет (1957–1970), и у них был сын Арсений (1962).

Итак, 21-летняя Наталья Бондарчук была страстно влюблена в недавно женившегося повторно 39-летнего Андрея Тарковского. В душе её бушевали ураганы космических масштабов. Влюблённая, но отчаявшаяся из-за невозможности быть вместе с любимым (Андрей признался ей, что в случае развода Лариса угрожает ему никогда не показывать сына) актриса великолепно сыграла пронзительные моменты из жизни своей героини. Хари стала самой удачной ролью в кинокарьере Бондарчук.

Тарковский влюбил в себя и Валентину Малявину из своего фильма «Иваново детство».

А в этой статье было о романтических отношениях между Тарковским и Маргаритой Тереховой в 70-е гг.

Тарковский много лет прожил с Кизиловой, далеко не красавицей, не идеалисткой и не романтиком. Она не ломала голову над абстрактными вопросами, не философствовала. Лариса была самой земной и обычной женщиной. Прекрасно готовила, к мужу всегда обращалась на «вы», была покорной, но могла и закатить скандал. По сути, была для него мамкой. Но самое главное – она была

«рабски предана Андрею и мёртвой хваткой удерживала блудного мужа»

(так пишет автор книги «Андрей Тарковский. Жизнь на кресте» Людмила Бояджиева).

Тарковская в роли Надежды в фильме «Зеркало» (источник: кадр из фильма)
Тарковская в роли Надежды в фильме «Зеркало» (источник: кадр из фильма)

Бывало, он колотил её, называл ведьмой. Но без неё он становился беззащитным и беспомощным. Тарковский в бытовом плане был из тех, кто мог умереть с голоду рядом с полным еды холодильником.

Биограф режиссёра Николай Болдырев о Ларисе Тарковской-Кизиловой писал следующее:

«То, что Тарковский влюбился в женщину, которая почти во всем его дополняла, противостоя ему, как природа противостоит духу, явствует из множества свидетельств. Все в ней было для него неожиданно, одновременно и шокирующее, и восхитительно: и телесная роскошь и русская бесшабашная удаль, смелость без границ и удержу, и та хозяйственная безупречность, та чистоплотность и инстинктивная («в крови») домовитость, которые искони присущи простой русской женщине...»

В одно время жена стала замечать, что он заглядывается на её дочь от первого брака (Тарковский снимал рыжеволосую падчерицу Ляльку Кизилову (1958 г.р.) в небольших ролях в «Зеркале» и «Солярисе»). Почуяв неладное, Лариса Павловна быстро сплавила дочь куда подальше.

Ляля Кизилова (источник: m.kino-teatr.ru)
Ляля Кизилова (источник: m.kino-teatr.ru)

Киновед Ольга Суркова:

«Будучи бабником – мне кажется, он в сущности не понимал женщин, не любил их или побаивался, может быть, от неуверенности в себе…»
«Лариса Павловна устраивала Тарковскому праздник каждый день, накрывала столы, собирала компании, где звучали тосты за режиссёрский талант Андрея. Исполняла малейший его каприз. Это приятно любому мужчине, даже большому художнику. И Тарковский не устоял, подумал, наверное: как же эта женщина будет меня любить и беречь! Так и женился».

Тарковский во многом был похож на отца, поэта Арсения Тарковского, которого тоже характеризуют как чрезвычайно влюбчивого человека.