777 подписчиков

Пожизненное за биотерроризм

С какими угрозами собирается бороться правительство РФ, переводя административное правонарушение в разряд тяжёлых уголовных преступлений?

С какими угрозами собирается бороться правительство РФ, переводя административное правонарушение в разряд тяжёлых уголовных преступлений?

На рассмотрение в Госдуму правительство Российской Федерации внесло законопроект, который предусматривает уголовную ответственность за умышленное заражение сельскохозяйственных животных патогенными микроорганизмами. Изменение предлагается внести в статьи 205 и 281 Уголовного кодекса РФ (статьи «Террористический акт» и «Диверсия»). Информация о предлагаемых поправках опубликована в газете «Ветеринария и жизнь»

Использование патогенных биологических агентов предлагается расценивать как террористический акт. Не любое использование, разумеется, но в юридические детали вдаваться не будем. Под эту статью могут попасть те, кто, например, запустив квадрокоптер с ампулой, содержащей вирус африканской чумы свиней, сбросит «бомбу» на свиноферму. Даже просто перебросив дохлую курицу через забор соседа, можно «сесть» на 10 лет, если курица издохла от птичьего гриппа. Пример несколько утрированный, но суть такова.

Ответственность предполагается ввести также за «посягательство на потенциально опасные биологические объекты».

Нанесение вреда здоровью людей или компонентам природной среды в целях подрыва экономической безопасности страны будет расцениваться как диверсия.

По данным статьям предусматривается лишение свободы от 10 до 15 лет. Действия совершенные группой лиц по предварительному сговору потянут уже на срок от 15 до 20 лет, а если они привели к смерти людей, то преступников ждет пожизненное заключение.

Как следует из пояснительной записки к поправкам, в действующей редакции Уголовного кодекса ответственность предусмотрена только за посягательство на объекты техносферы и жизнеобеспечения населения. На компоненты природной среды по действующему ныне УК ответственность не распространяется. Тем самым образуется опасная правовая лакуна, пользуясь которой, злоумышленники могут натворить много бед.

Во-первых, экономическая безопасность страны может быть существенно ослаблена

посредством преднамеренного выведения из хозяйственной деятельности трудоспособного населения, заражения сельскохозяйственных животных и растений, приведения в негодность пищевых и сырьевых ресурсов.

Весьма вероятно также «использование патогенных биологических агентов (патогенов), вызывающих возникновение эпидемий, эпизоотий и распространение эпифитотий», – говорится в пояснительной записке.

Во-вторых, речь не только о банальном экономическом вредительстве, но и о замаскированной под него биологической войне. Эксперты Всероссийского государственного центра качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов предупреждают, что умышленное редактирование штамма живой ветеринарной вакцины может представлять угрозу для животноводства и в целом для биобезопасности страны.

Здесь мы уже имеем дело не с отмороженными конкурентами на рынке, а с международными корпорациями и недружественными государствами, которые могут навредить куда больше. Иностранные производители вакцин до сих не предоставили производственные штаммы препаратов в российские коллекции. Хотя это требование закона о биобезопасности.

При сокрытии образцов штаммов (делается это, конечно, под предлогом коммерческой тайны) возможно умышленное редактирование используемого штамма для конкретного рынка. То есть производитель может вмешиваться в состав штамма или вводить в состав вакцины те элементы, которые не должны содержаться в ней.

«При отсутствии эталонного образца контролирующие органы не могут ни выявлять такие манипуляции, ни подтвердить безопасность используемой вакцины», – пояснил директор ФГБУ ВГНКИ Леонид Киш.

Есть такая злая шутка: не то беда, что корова сдохла, а то беда, что у соседа жива. Россия сейчас оказалась в роли того соседа у которого «корова жива», а желающих отправить ее на тот свет сильно прибавилось с начала года. Так что, проект весьма своевременный и он довольно быстро идет по инстанциям: внесен в Думу 10 ноября, а 16-го рассмотрен Советом Государственной Думы и включен в план голосования на декабрь