Железная руда является третьим наиболее распространенным элементом, находящимся в недрах Земли. Основные компоненты – гематит и магнетит. Она недостаточно прочна для строительства и других целей, поэтому необработанное железо сплавляют с другими элементами, такими как вольфрам, марганец, никель, ванадий и хром.
Сталь, изготовленная из железной руды, используется в строительстве, автомобилестроении и других отраслях промышленности.
Крупные игроки доминируют
Несколько ключевых стран лидируют в спросе и предложении железной руды.
Ниже перечислены наибольшие страны-производители:
1. Австралия 900 млн. тонн – 37,5%.
2. Бразилия 400 млн. тонн – 16,7%.
3. Китай 351 млн. тонн – 14,2%.
4. Индия 230 млн. тонн – 9,6%.
5. Россия 95 млн. тонн – 4,0%.
6. Украина 72 млн. тонн – 3,0%.
Всего в мире добывается 2,4 млрд. тонн.
Хотя Китай является третьим производителем железной руды с 351 млн. тонн, он также остается крупнейшим импортером, покупая 75,4% материала.
Япония – второй по величине импортер, который покупает 6,1% международной торговли, за ней следует Южная Корея с 4,4%.
Крупнейшими странами-экспортерами являются Австралия, на долю которой пришлось 56% мировой торговли, Бразилия – 18,4% и Южная Африка – 4,4%.
Причины скачков цен на железную руду
На протяжении многих лет стоимость данного материала сильно колебалась. Например, в феврале 2011 года цены составляли 187 долларов за тонну, а затем упали примерно до 41 доллара в декабре 2015 года.
Падение цен во многом было связано со снижением спроса на сталь со стороны Китая. Страна закупает почти две трети морских поставок железной руды, что поддерживает бизнес крупных производителей, таких как BHP Billiton (BHP), Rio Tinto (RIO) и Vale (VALE).
Кроме того, эти корпорации имеют доступ к дешевым месторождениям, и извлекают выгоду из объемов добычи. По мере того, как они наращивали производство, на рынке возник избыток предложения, что вынудило высокозатратные железорудные рудники сокращать производство или сворачиваться.
В 2020 году производство, торговля и поставки железной руды сократились из-за пандемии COVID-19, что привело к глобальному сокращению потребления и производства стали. В результате цены упали до минимума 2020 года в 82,90 доллара в июне того же года после того, как почти годом ранее, в июле 2019 года, достигли 119,58 доллара.
В 2021 году цены на железную руду снова выросли: цены достигли пика в 215,81 доллара за тонну в июне 2021 года, а затем упали до 113,71 доллара за тонну к сентябрю 2021 года.
Цены на железную руду
Эксплуатационные расходы ведущих производителей железной руды являются одними из самых низких в мире. Полностью коммерческий железорудный рудник требует больших капиталовложений в инфраструктуру, такую как железнодорожные пути и тяжелая техника. Другие факторы, влияющие на цены, включают тип металлического железа, который экономически целесообразно извлекать на месте добычи, расстояние до рынка, правительственные постановления и стоимости топлива.
Итоги
Большой эффект масштаба приносит пользу крупнейшим производителям, которые могут позволить себе выдерживать колебания цен на железную руду. Это позволяет им отнимать долю рынка у более мелких игроков. Ожидается, что мировой спрос на сталь останется стабильным, увеличившись на 1,7% до 1,8 млрд. тонн.
Долгосрочные инвестиционные планы трех крупнейших производителей железной руды показывают, что они намерены и дальше сокращать затраты и агрессивно наращивать производство. В перспективе недорогие железные рудники потенциально могут восполнить пробел, который появляется, когда мелкие компании разоряются. Увеличение доли рынка, вероятно, принесет пользу марже, операционному денежному потоку и прибыли. Угроза того, что какая-то новая страна изменит динамику рынка железной руды сегодня нереальна.