5,5K подписчиков

От Сатурна до ведьм: «мрачные картины» Франсиско Гойи

5,5K прочитали

О загадочных фресках знаменитого испанского художника

«Мрачные картины» Франсиско Гойи на протяжении нескольких столетий остаются произведениями, покрытыми завесой великой тайны. Несмотря на то, что расположение 14-ти фресок удалось установить почти сразу после их обнаружения, расшифровать значение «картин» до сих пор практически невозможно.

Франсиско Гойя. «Автопортрет», 1815
Франсиско Гойя. «Автопортрет», 1815

В 1819 году Гойя переехал в новый дом в пригороде Мадрида, по соседству с которым находилось другое здание. Местные прозвали его «quinta del sordo» (рус. дом глухого). После смерти Гойи такое же название закрепилось и за его жилищем. Художник поселился в нём со своей экономкой, не принимая больше никого. Именно в этот период тотального отшельничества была создана серия «мрачных картин».

«Мрачные картины» располагались на двух этажах в «Доме глухого». По левую сторону от входной двери нижнего этажа размещался портрет «Донья Леокадия Соррилья», на которой Гойя изобразил свою экономку и возлюбленную Леокадию Вайс, прислонившуюся к могильной ограде.

Франсиско Гойя. «Донья Леокадия Соррилья», 1819-1823
Франсиско Гойя. «Донья Леокадия Соррилья», 1819-1823

Справа от двери находилась картина «Два старика» («Старик и монах»), изображающая пожилого мужчину и некое демоническое существо. В углублении над дверью расположилась фреска. «Два старика едят суп», на которой жуткие ухмыляющиеся фигуры изображены за трапезой.

Франсиско Гойя. «Два старика едят суп» и «Два старика», 1819-1823
Франсиско Гойя. «Два старика едят суп» и «Два старика», 1819-1823

На противоположной от входной двери стене была размещена одна из самых известных работ Гойи «Сатурн, пожирающий своих детей». С мифологическим сюжетом соседствовал христианский – «Юдифь и Олоферн» («Юдифь, отрубающая голову Олоферну), выполненный всё в том же неформальном стиле с налётом некоторой тревожности.

Франсиско Гойя. «Сатурн, пожирающий своих детей» и «Юдифь и Олоферн», 1819-1823
Франсиско Гойя. «Сатурн, пожирающий своих детей» и «Юдифь и Олоферн», 1819-1823

«Фестиваль в Сан-Исидро» и «Шабаш ведьм» более мрачные и жуткие, чем одноимённые картины, написанные несколькими годами ранее.

Франсиско Гойя. «Фестиваль в Сан-Исидро», 1819-1823
Франсиско Гойя. «Шабаш ведьм», 1819-1823
Франсиско Гойя. «Фестиваль в Сан-Исидро», 1819-1823 Франсиско Гойя. «Шабаш ведьм», 1819-1823

Справа от входной двери верхнего этажа находилась фреска «Собака» – одна из самых загадочных и необъяснимых работ художника.

Франсиско Гойя. «Собака», 1819-1823
Франсиско Гойя. «Собака», 1819-1823

Напротив двери были помещены две картины «Читающие мужчины» и «Смеющиеся женщины», выглядевшие как части единой композиции.

Франсиско Гойя. «Смеющиеся женщины» и «Читающие мужчины», 1819-1823
Франсиско Гойя. «Смеющиеся женщины» и «Читающие мужчины», 1819-1823

Вдоль левой стены располагалась фреска «Атропос», изображающая похожих на инфернальных существ богинь судьбы и бессильного перед ними мужчину, и фреска «Поединок на дубинах», на которой двое мужчин, увязших в грязи, бьются друг с другом.

Франсиско Гойя. «Атропа», 1819-1823
Франсиско Гойя. «Поединок на дубинах», 1819-1823
Франсиско Гойя. «Атропа», 1819-1823 Франсиско Гойя. «Поединок на дубинах», 1819-1823

На противоположной стороне размещались картины «Асмодей» и «Паломничество к источнику Сан-Исидро», верная трактовка сюжетов которых до сих пор остаётся под вопросом.

Франсиско Гойя. «Асмодей», 1819-1823
Франсиско Гойя. «Паломничество к источнику Сан-Исидро», 1819-1823
Франсиско Гойя. «Асмодей», 1819-1823 Франсиско Гойя. «Паломничество к источнику Сан-Исидро», 1819-1823

Многие искусствоведы считают, что ухудшающееся здоровье и одиночество заставили художника погрузиться в пучину пессимизма, страха, тревожности и мизантропии. Отсюда, обращение к мрачным сюжетам, напоминающим то ли ночные кошмары, то ли фантазии человека с помутившимся от болезни разумом. Интересно, что до появления знаменитых «Мрачных картин» на стенах «Дома глухого» Гойя изображал совсем другие сюжеты – обширные радостные пейзажи, отличные по настроению от зловещих и устрашающих фресок.

С другой стороны, существует версия, что «Мрачные картины» ни что иное, как острая сатира на политическую и социальную жизни в Испании. Гойя нелегко переживал напряженную ситуацию в стране. В 1814 году король Фердинанд VII вернулся из изгнания, отменив Конституцию 1812 года, провозглашавшую конституционную монархию и принцип народного суверенитета. В Испании возродился абсолютизм, а либерально настроенные лидеры подверглись арестам, повешениям и расстрелам. Будучи вхожим в круги «просвещенным либералов», Гойя осознал уязвимость собственного положения и был вынужден спрятаться в «Доме глухого». Там же, нестесненный цензурой и слежкой художник мог творить любые сюжеты, в том числе, изображать религиозные, мифологические и социально-политические сцены в совершенно несвойственном для них стиле.

Интересно, что «Мрачные картины», будучи никому неизвестными работами при жизни Франсиско Гойи, принесли художнику всемирную узнаваемость после смерти и стали главной ассоциацией с его творчеством.