Найти тему
3,1K подписчиков

Поездка по сёлам Ивановской области. Как было и что стало. Часть 4.

2,3K прочитали

Итак, продолжаю рассказ о поездке по сёлам Ильинского района. Впереди меня ожидало три самых удаленных села. А первую остановку сделал в деревне, которая была у меня на пути, со смешным названием Торлыга ( имеет явно фино-угорские корни). Заехал, что бы глянуть есть ли какие-нибудь примечательные деревенские дома. При въезде в деревню привлек внимание один домик со своеобразными наличниками. Хозяин дома Василий, с которым я познакомился, рассказал, что ему не менее ста лет.

Дом в Торлыге.
Дом в Торлыге.

Василий оказался очень интересным человеком, потомственным краснодеревщиком, мастером высочайшей квалификации. Он изготавливает из дерева уникальные изделия.

И вот первое село Никольское. По его названию можно догадаться, что там есть храм Николая Чудотворца. Вообще сёл с таким названием в России, и Ивановской области в частности, очень много. Любят на Руси святого Николая Чудотворца.

Церковь Николая Чудотворца. Фото 2009 г.
Церковь Николая Чудотворца. Фото 2009 г.
Тот же храм. Фото 2022 г.
Тот же храм. Фото 2022 г.

Вид церкви деградировал. На более старой фотографии видно, что храм собирались реставрировать. Была установлена лестница, сооружены леса на барабане для восстановления главки. А сейчас от строительных конструкций ничего не осталось. Храм находится в запустении.

Зато совсем недалеко от Никольской церкви обнаружил новую симпатичную деревянную церквушку, которой в 2009 году еще не было. Возведена она на месте сельского магазина, от которого использовали сруб. А нарекли ее во имя Иоанна Воина.

Церковь Иоанна Воина.
Церковь Иоанна Воина.

Как всегда, проехался по селу в поиске интересных домов. Одно жилище с могильными крестами произвело жутковатое впечатление.

Дом с крестами.
Дом с крестами.

А вот пряничный домик с деревянной совой порадовал своим игрушечным видом.

Дом с совой.
Дом с совой.

Но более всего привлек внимание дом с выразительными наличниками с царским двуглавым орлом в очелье.

Дом с царским гербом.
Дом с царским гербом.

Такое не часто встретишь. Добавило шарма то, что розетки на наличниках перекликаются с цветочками на занавесках.

Наличник крупным планом.
Наличник крупным планом.

Уже на выезде из любви к искусству снял пару экскаваторов ярко желтого цвета.

Экскаваторы и храм.
Экскаваторы и храм.

Меня заинтересовало, как чужеродные объекты своим эклектичным видом вносят визуальное возмущение в неброскую сельскую картину.

Впереди меня ожидало очень интересное место. Это село Хлебницы с погостом Дмитрия Солунского. В конце 19 - начале 20 в. Хлебницы вместе с Дмитровским погостом входили в состав Карашской волости Ростовского уезда Ярославской губернии. Село выглядит богатым. На это указывает обилие крупных домов, в том числе и кирпичных.

Дома богатых крестьян. Фото 2011 г.
Дома богатых крестьян. Фото 2011 г.
Внешнее убранство. Фото 2011 г.
Внешнее убранство. Фото 2011 г.

А название села намекает на то, что его жители в старину вероятно занимались изготовлением хлеба.

Храмовый комплекс церкви Дмитрия Солунского и Митрофана Воронежского отстоит от села и находится в 2 км севернее на краю соснового леса.

Погост Дмитрия Солунского. Фото 2011 г.
Погост Дмитрия Солунского. Фото 2011 г.

К северу стоит крупный храм Дмитрия Солунского с шатровой колокольней (построен вместо деревянного в 1801 г.). Он выдвинут к восточной стороне ограды и вместе с Святыми воротами определяет «передний план» ансамбля. Западнее, за храмом в середине 19 в. построен скромный невысокий дом причта. В южной от главной оси части комплекса, с отступом в глубь территории расположена небольшая зимняя церковь Митрофана Воронежского (1844 г.). Контраст мощного объема Дмитриевского храма и скромной зимней церкви, подчеркнутая воротами парадная фасадность и сильная, организующая весь ансамбль вертикаль колокольни создают эффектную панораму погоста. Несмотря на разновременность построек, в их облике преобладает стилистика классицизма. Редкая сохранность этого развитого храмового комплекса дает хорошее представление о культовом зодчестве 19 столетия.

В свой первый приезд храмовый комплекс произвел мощное впечатление. Оказался я там как раз когда проводились реставрационные работы. Рабочие приводили в порядок фасад четверика и Святые ворота.

Ремонт Святых ворот. Фото 2011 г.
Ремонт Святых ворот. Фото 2011 г.

Были установлены новые купола на Дмитриевской церкви и колокольне.

На территории комплекса. Фото 2011 г.
На территории комплекса. Фото 2011 г.
Церковь Митрофана Воронежского. Фото 2011 г.
Церковь Митрофана Воронежского. Фото 2011 г.

Что же изменилось по прошествии одиннадцати лет? В целом, храмовый комплекс выглядел вполне удовлетворительно. Только крест на центральном куполе обвалился. И с церковью Митрофана Воронежского произошло то же самое - она оказалась без креста. Но это дело поправимое.

Храмовый комплекс. Фото 2022 г.
Храмовый комплекс. Фото 2022 г.
Купола Дмитриевской церкви. Фото 2022 г.
Купола Дмитриевской церкви. Фото 2022 г.
Церковь Митрофана Воронежского. Фото 2022 г.
Церковь Митрофана Воронежского. Фото 2022 г.

Было здорово еще раз оказаться в таком интересном месте. Полюбоваться незаурядной храмовой архитектурой.

Главная колокольня.
Главная колокольня.
Портик с колоннами. Фото 2022 г.
Портик с колоннами. Фото 2022 г.

А завершить этот тур решил в святом месте, благо оно не далеко находилось. Речь идет о селе Антушково – месте сошествия Креста Животворящего. В основе названия села уменьшительная форма Антушка от разговорной формы Антух от редкого канонического имени Антиох - из греческого Антиохос - имя сына Геракла.

По легенде именно здесь в 1423 г. местным пастухам было явление Животворящего Креста с предстоящим перед ним Николаем Чудотворцем. Факт документально зафиксирован в летописи. В память чудесного явления вновь построенная церковь на этом месте была освещена в честь Николая Чудотворца с приделом в честь происхождения честного древа Животворящего Креста Господня. Подробнее об этом событии можно почитать на канале в более ранней публикации. Еще добавлю, что место сошествия Креста входит в число наиболее почитаемых святых мест не только в России, но и во всем православном мире.

На месте сошествия Креста взамен ветхой деревянной церкви в 1776 г. на средства прихожан был возведен пятиглавый храм Воздвижения Креста. Почти двести лет простоял храм на святом месте. Но в 1974 г он был практически полностью разрушен. Сохранился только остов колокольни на высоту двух ярусов, от третьего остался лишь фрагмент.

Колокольня. Фото 1989 г.
Колокольня. Фото 1989 г.

В двухтысячные церковь была восстановлена до современного состояния. Храмовый комплекс находится в километре от Антушкова на высоком холме с крутыми склонами, над широкой долиной р. Иорданка. До 1964 года здесь существовало село Погост Крест. В настоящее время здесь действующий монастырь Животворящего Креста Господня.

Монастырь Животворящего Креста Господня.
Монастырь Животворящего Креста Господня.
Вид на храмовый комплекс со стороны р. Иорданка.
Вид на храмовый комплекс со стороны р. Иорданка.

Хочу обратить внимание на название речки Иорданка. Все реки в округе имеют фино-угорское происхождение. Например, Сахта, Ухтома. Здесь же явно прослеживается славяно-христианский след, название отсылает к событию сошествия Креста.

В заключение стоит отметить, что в самом Антушкове есть симпатичная деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери, построенная в начале двухтысячных.

Казанская церковь.
Казанская церковь.

Подведу итог. В опубликованном материале, разбитом на 4 части, был дан обзор состояния храмов в 15 селах Ивановской области во временном интервале. Мне эта тематика интересна, надеюсь, и читателям канала тоже. Так что по возможности буду продолжать ее и далее.

Источники информации.

Тяпков Н.Н. Топонимический словарь Ивановской области. Иваново: Издательский дом «Референт», 2018.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2. - М., Наука, 2000.