Найти тему

Заткнули дыру, в которую 6 лет утекало до 150 000 ₽ в месяц

Собственник крупной производственной компании шесть лет вел бизнес и думал, что он работает безукоризненно — прямо как механизм швейцарских часов. А потом нанял финдиректора, и тот предложил заранее посчитать НДС за квартал. Оказалось, каждый месяц бизнес терял от 100 до 150 тысяч рублей — и этого никто не замечал.

«Купец» — крупный бизнес. Компания занимается поставкой пищевых продуктов: муки, дрожжей, соли и сахара в ретейловые сети по всей России. Бизнес классный: прибыльный, развивающийся и устойчивый. Но за всем этим благополучием никто не заметил, как из компании на ровном месте утекают миллионы рублей.

Рассказываем, как обнаружили дыру в бюджете и остановили отток денег из бизнеса.

«Купец» — выдуманное название. Мы не упоминаем в кейсе настоящее, чтобы защитить конфиденциальность клиента. Но историю мы не придумали — в ней всё правда.

Ликбез: что такое НДС и как он работает

НДС — это налог на добавленную стоимость. Его платят компании и ИП на общей системе налогообложения, а также компании-импортеры, которые ввозят в Россию товары из-за границы. Размер НДС зависит от категории товара: есть три фиксированные ставки — 20, 10 и 0%.

Бизнес не вносит НДС из своего кармана — его платит конечный потребитель, когда покупает товары и услуги, которые облагаются налогом. То есть бизнес — это посредник в передаче денег между покупателем и государством.

-2

Если компания работает с НДС, за его учет отвечает бухгалтер. Он считает, сколько НДС компания начислила, когда продавала свои товары и услуги, а еще — сколько сама купила товаров и услуг со включенным в стоимость НДС. Эти две суммы в налоговой отчетности как бы «схлопываются»: из начисленного НДС вычитают уплаченный, и сумма выплаты налоговой уменьшается.

Большая статья про НДС

В этом кейсе мы рассказали про налог на добавленную стоимость коротко. А если хотите разобраться в деталях, читайте наше
полное руководство об НДС.

Шаг 1. Посчитали плановый НДС и нашли ту самую дыру

В начале марта мы с собственником решили посчитать, сколько денег нам предстоит отдать в налоговую в конце квартала и как стоит распределить платежи. Для этого финдиректор завела таблицу и занесла туда данные из счетов-фактур.

-3

Финдиректор взяла всю выручку «Купца», прибавила к ней ту, что компания планировала заработать до конца марта, и добавила авансы клиентов. От всего этого посчитала усредненный НДС 13%. Получилось, что платить надо будет почти 58 млн.

Потом нашла все покупки компании, в которых продавцы закладывали НДС, — чтобы вычесть из 58 млн как можно большую сумму и меньше платить налоговой. Получилось около 46,5 млн. Но пока финдиректор искала, чем бы уменьшить сумму НДС, заметила в счетах-фактурах кое-что подозрительное.

Оказалось, автопарка «Купца» из десяти машин не хватает, чтобы доставлять товары от поставщиков и отвозить покупателям. Поэтому каждый месяц компания заказывает транспортные услуги на 1−2 млн рублей у ИП, большинство из которых работают без НДС. Расходы на транспорт при этом автоматически учитываются в себестоимости. Вот, например, как такие расходы сказывались на себестоимости соли:

-4

Учитывать транспортные расходы в себестоимости — правильное решение. Но есть загвоздка: чем больше стоимость товара для покупателя, тем больше выручка. Чем больше выручка — тем больше НДС, который с нее нужно заплатить.

Здесь «Купец» и попадал в ловушку. Он платил большой НДС, но «схлопнуть» его не мог, потому что транспортные услуги от ИП налогом не облагаются. Например, если компания оплачивала доставок на 1,5 млн рублей в месяц, то должна была заплатить примерно 172 600 рублей налога, который никак нельзя было уменьшить.

В идеале компания платит разницу между входящим и исходящим НДС
В идеале компания платит разницу между входящим и исходящим НДС
«Купец» ничего не мог вычесть со сделок с ИП, поэтому платил налог целиком
«Купец» ничего не мог вычесть со сделок с ИП, поэтому платил налог целиком

Так получилось, что в компании никто не замечал этого НДС — ни собственник, ни бухгалтер. В итоге компания платила налог из своего кармана и не могла никак возместить — так и теряла от 100 до 150 тысяч рублей в месяц. А за год — больше миллиона.

Чтобы не терять деньги на НДС, мы сделали два простых шага.

Шаг 2. Внедрили калькулятор НДС в отделе продаж

«Неотбиваемый» НДС начислялся компании в двух случаях: когда «Купец» заказывал доставку товара до своих покупателей и когда вез товары от поставщиков к себе на склад. Сначала мы решили разобраться с покупателями.

Мы научили отдел продаж закладывать НДС в стоимость перевозки. Например, клиент просил привезти ему несколько тонн соли: менеджеры рассчитывали, что такая доставка будет стоить 100 000 рублей. Но так как повезет груз водитель с ИП, мы добавляли к стоимости услуги еще 13%. Покупатель оплачивал за доставку 113 000 рублей, 13 000 сразу шли в счет налога.

Раньше «Купец» платил проценты НДС сам, а теперь научился перекладывать их на конечного покупателя — как и должно быть.

Шаг 3. Стали сотрудничать с теми, кто платит НДС

Когда мы разобрались с перевозками для покупателей, оставалось решить, что делать с перевозками для себя. Тут мы платили перевозчикам напрямую, то есть выступали покупателем и не могли ни на кого переложить уплату налога.

Выход нашли в том, чтобы перейти к работе с транспортными компаниями, которые работают с НДС. Они бы включали налог в сумму сделок, «Купец» оплачивал, но потом мог бы представить этот НДС к вычету и сэкономить.

Шаг 4. Экономим до 150 000 ₽ в месяц

Когда собственник узнал, что из компании ежемесячно утекает от 100 до 150 тысяч рублей, то, конечно, расстроился. Бизнес терял деньги на НДС в течение шести лет, а последние два года кратно рос по выручке — соответственно, кратно больше терял на налоге.

Мы посчитали, что если бы в начале года не нашли дыру в бюджете, то в 2022 году могли бы потерять на НДС больше 2 млн рублей. А теперь не потеряем ни рубля. 💪

Как начать работать с нашим финдиректором

Ошибки в расчете НДС — штука опасная. В нашей истории они не доводили бизнес до убытков, а только сокращали прибыль. Но вот другой кейс: из-за неправильного расчета НДС поставщик бешбармака чуть не разорился. К счастью, финдир нашел просчет и помог всё исправить — через пять месяцев компания вышла в плюс.

Наши финдиректора помогают собственникам навести порядок в деньгах бизнеса. Показывают, на чем компания теряет, на чем зарабатывает и как может делать последнее эффективнее.

Со всеми компаниями финдиректор работает на аутсорсе в онлайне, поэтому город не важен. Вы можете подробнее узнать о работе финансового директора и о том, как он может помочь именно вашей компании. Для этого запишитесь к нам на онлайн-консультацию.

Нескучные финансыРассказываем про финансы и управленческий учет. Связаться: https://noboring-finance.ru/?utm_source=dzen&utm_medium=pr&utm_campaign=bio