Волонтёры Петербурга: «Огонёк добра» согревает и освещает этот мир

Горящее добром сердце - символ проекта
Горящее добром сердце - символ проекта

Волшебная сказка для отзывчивых детей. В этом году всероссийская социально-просветительская организации «Школа доброты. Огонек добра» отметила десятилетний юбилей. А родился этот волшебный проект в Петербурге. Благодаря сказке. Детский писатель и драматург Валерий Зими́н в своих историях рассказывал о взаимопомощи и доброте. Его дочь Мария решила воплотить сказочных персонажей в жизни и предложила создать волонтерский проект, где сами дети будут своими руками создавать добро. Конечно же, под чутким руководством и с помощью взрослых. И в 2012 году в Петербурге начала свою работу организация «Огонек добра». Об этом нам рассказала лидер по развитию проекта Лидия Пи́ви:

— Мы занимаемся детским волонтёрством: школьным и дошкольным. Например, в этом году в нашей акции участвуют более 100 школ и более 130 детских садиков. Работаем мы по четырём направлениям. Первое – это помощь детям, находящимся в больнице, имеющим серьезные заболевания и особенности. Второе – это помощь животным. У нас есть чудесная карта кота Филофея, мы работаем с приютами Петербурга. Третье – это помощь природе: у нас есть разные эко-акции, субботники, активности и инклюзивные мероприятия. И четвертое направление, которому у нас посвящён этот год, это помощь старшему поколению. Как одиноким дедушкам и бабушкам в пансионатах города, так и нашим собственным.

«Огонек добра» стал связующей нитью между детским стремлением безвозмездно, в силу своих возможностей, помогать людям и некоммерческими благотворительными организациями, которые знают, кому в данный момент может понадобиться такая помощь. И школы, и детские сады, готовые предоставить неограниченный объем искренности и душевных порывов охотно сотрудничают с проектом. Тем более, что вариантов, как принять участие в той или иной помощи, у них предостаточно. Об этом координатор организации «Огонек добра» Александра Наумова:

— В начале каждого года мы открываем заявки на участие в проекте. Большую поддержку нам в этом оказывает Комитет по образованию: мы пишем письма в школы и устраиваем методические встречи, где рассказываем об участии в проекте. Мы стараемся сделать его очень комфортным, для того, что бы к нам могли присоединиться дети разного возраста, от самого младшего, потому что у нас учувствуют семейные команды, до старшеклассников. Каждый из них выбирает наиболее удобный маршрут. Например, какая-то команда, которая присоединилась в новом году, может поучаствовать в трёх акциях. В то же время, более продвинутая и опытная группа в течение года может стать участником и 10 акций и мероприятий. Таким образом, создается очень удобная и комфортная среда. Вместе с тем совершается шажочек в дошкольное добровольчество, это оказывается чем-то простым и вместе с тем вдохновляющим. Так, постепенно присоединяется очень много детей-участников, даже тех, кто, может быть, раньше и не задумывался о том, что ему может быть это интересно. Важную роль при этом играют педагоги. Они сами вдохновляются этим движением, заряжая своей энергетикой, желанием и собственным примером детей. Те, в свою очередь, следуют за ними или за ребятами старшего возраста. Так, например, детские садики подтянулись, видя то, сколько добрых дел делают школьники. У старшеклассников, в свою очередь, есть лидеры уже действующих НКО - взрослые люди, которые работаю в этой сфере уже много лет, они выступают вдохновителями и прекрасным примером.

На то, чтобы пройти Маршрут добрых дел, у команд есть целый учебный год. В свободное время дети вместе с воспитателями и учителями, вместе с родителями и опытными волонтерами проводят уроки доброты, где рассказывают своим сверстникам о том, что помогать – это легко, весело и очень нужно. Также приезжают в пансионаты к пожилым людям и в приюты к животным, участвуют в различных экологических акциях и всевозможных субботниках.

— В каждом маршруте есть несколько направлений. Соответственно, каждая команда выбирает одну акцию из каждого направления. Мы создаём большой маршрут – масштабное описание всех-всех акций, в которых можно принять участие в течение года. И команда, в зависимости от возраста и возможностей, соотносит это с планом воспитательной работы своего образовательного учреждения, составляя индивидуальный маршрут. Например, мы проводим добрую акцию с организацией «Круг жизни» по сбору каштанов и желудей, которые в дальнейшем высаживают волонтеры, создавая новые аллеи и рощи. Такая акция не предполагает какого-то финансового вовлечения детей, а значит, участвовать может каждый. Наши участники обыгрывают это как веселое приключение: ведь когда ребята собирают каштаны и желуди – их ещё нужно найти! Потом они их высушивают, смотрят за тем, чтобы они были правильно сложены и передают через авто-волонтёров или отвозят сами. А далее, уже на следующий год они видят эти только-только высаженные аллеи и рощи и могут оценить результат своих добрых дел.

Акция "В выходные за желудями и каштанами!"
Команда "Сонята"
Акция "В выходные за желудями и каштанами!" Команда "Сонята"

Участие в добровольчестве – это еще и мощный воспитательный процесс, в котором родители и педагоги на равных участвуют вместе с детьми, делая одно общее дело. Одни передают свой жизненный опыт и взрослую мудрость, другие – детскую непосредственность и искренность. И дело здесь не в размахе и глобальности общих дел, а в том, сколько души вкладывают дети в эти добрые дела. Как, например, Марина Дудко́, которая нам рассказала о своем проекте:

— У меня есть свой собственный проект – «Спасём планету вместе». Мы сажаем деревья и прочие растения, например, я посадила уже четыре. Как это происходит: в определённый период возникает необходимость в том, что бы посадить дерево или кустарник, и меня просят это сделать. Я ищу нужное растение по специальным питомникам, а далее озвучиваю цену людям, от которых поступил запрос. Когда они мне дают нужную сумму, я покупаю дерево и сажаю его от их имени. Любой желающий может приехать и посмотреть на высаженные растения, например, на кусты сирени, которые теперь цветут на территории нашей школы.

Дети часто увлекаются чем-то, уходят с головой в какую-то игру и быстро к ней остывают. Но здесь в «Огоньках» все устроено так, что процесс, в который вовлечены дети, максимально разнообразен и постоянно меняется. Так что в волонтерство здесь приходят рано и остаются надолго. Как, например, Илья Чи́рва:

— Я занимаюсь этим с девяти лет, а сейчас мне четырнадцать. Я начинал с «Огонька добра». Так как они взаимодействуют со многими организациями, я смог со всем этим хорошо познакомиться и сейчас во многих из них состою, много где помогаю. В первую очередь, я иду на это сам: стараюсь участвовать в разного рода акциях как можно чаще, буквально, как только появится свободное время, я заполняю его волонтёрством. Это даёт огромное количество эмоций, особенно радости. Я становлюсь счастливее, проживая эти яркие светлые чувства с другими людьми, когда осознаю, что помог им.

Ну и, конечно, это настроение и заряд бодрости дети-волонтеры всецело передают тем, кому помогают. Например, своим сверстникам, которые находятся на лечение в петербургских клиниках и не могут позволить себе развлекаться и гулять. А хорошие эмоции так нужны для выздоровления. И тут зажигаются «Огоньки добра». Об этом Александра Наумова:

— Фабрика добрых дел онлайн – это проведение добрых творческих мастер-классов для ребят, находящихся в онкоотделениях. Это детская городская больница №1, Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова, детское онкологическое отделение в Песочном. И мы в течение пандемии и прошлого года проводили такие творческие мастер-классы и передавали какие-то интересные материалы. Всё для того, чтобы ребята, которые находятся на длительном лечении, могли сделать тоже что-то интересное: полепить из глины, сделать ловцы снов и прочие интересные и необычные поделки. Также у нас это направление проходит и в таком формате: ребята просто создают различные полезные поделки самостоятельно или с родителями, педагогами, а также с кем-то из наших мастеров. Далее это передаётся в социальные центры и детские дома. Ещё важное направление – это инклюзивные мероприятия. Особенно тепло мы дружим с благотворительным фондом «Другие мечты». Вместе мы стараемся организовывать несколько раз в год добрые праздники: например, инклюзивная солнечная масленица или праздник «День рождения раз в году», когда мы приглашаем наших ребят–школьников с творческими номерами и подарками, чтобы как следует поздравить именинника. Самое главное, наверное, на этих праздниках это то, что мы организовываем тёплое и дружеское общение.

Также юные волонтеры участвуют в акции «Подарок особенному другу», во время которой придумывают, делают и дарят приятные подарки ровесникам с особенностями развития. Дети знакомятся и учатся общаться, невзирая на ментальные и физические отличия друг от друга. Для каждого ребенка – это время самое прекрасное, и взрослые стараются поддержать их. Продолжит Лидия Пи́ви:

— Когда мы начали работать, приходили в школы с уроками доброты и нашими интересными программами, мы увидели, что дети изначально очень добрые, и в них горит этот огонёк добра. Остаётся только помочь этому огоньку проявить себя. У нас существуют чудесные уроки – добрые часы, когда к детям приходят люди с особенностями. Например, урок с Юлией Мироновой, это женщина на коляске, она приезжает в класс и рассказывает детям то, как преодолевает все трудности. Или у нас есть урок с Алексеем Орловым - единственным незрячим гидом в Петербурге. Он рассказывает детям о помощи незрячим. И после всех этих добрых уроков мы видим активную отдачу от детей. Они подходят и говорят: «Спасибо вам за то, что вы пришли и рассказали об этом!». Мы помогаем добру в сердцах детей окрепнуть и разжечься, а после они идут и сами что-то придумывают. У нас есть очень много школ-лидеров, в которых ребята сами что-то инициируют и учат уже нас! Через детей педагоги и родители тоже вовлекаются. Мы стараемся сделать наши мероприятия интересными и интерактивными. Как пример - карта кота Филофея: мы едем в приют по этой карте, дети сами гуляют с собаками, убирают и просто помогают. Они видят всех этих милейших кошечек и собачек, загораются, и своей детской, чистой и невинной энергией вовлекают во всё это и взрослых. А потом мы с радостью узнаём, что кто-то взял из приюта животное, подарив ему дом. Важно понимать, что мы абсолютно никого и ни к чему не принуждаем, а выстраиваем все наши мероприятия с помощью интерактива так, чтобы им самим было это интересно.

Мероприятие "Предмасленичная встреча"
Мероприятие "Предмасленичная встреча"

Дети развлекаются, получают удовольствие и весело проводят время, а вместе с тем, учатся сопереживать и активно помогают людям. А так как вся волонтерская деятельность проходит с участием родителей, это еще и укрепляет семьи и улучшает отношения, потому что делать что-то вместе очень и очень важно. Особенно, если это что-то доброе!