8 подписчиков

Храм Рождества Богородицы в Подмоклово

Церковь Рождества Богородицы
Церковь Рождества Богородицы

Церковь Рождества Богородицы в селе Подмоклово Серпуховского района Московской области - жемчужина ранней Петровской эпохи с ансамблем первых русских скульптур, созданных из местного материала и русскими, местными мастерами. С этого храма вообще можно начать отсчёт русской круглой пластики Петровского барокко. О ней пишут меньше чем о Церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Храм в Дубровицах благодаря интернету всё время на слуху, в отличие от храма в Подмоклом. 

В моем рейтинге по легендам и экскурсионно-туристическим ляпам (когда взрослые, умные дяди и тёти путают Долгоруких с Долгоруковыми, например), храм в Подмоклово просто топ. Вторым я поставлю пожалуй Космы и Дамиана в Калуге, но всему свое время.

Итак. Подмоклово (Подмоклое). 

Определимся с хозяевами вотчины. С этим нам поможет А.Д. Пилипенко - старший научный сотрудник Серпуховского историко-художественного музея:

"Князья Долгоруковы, не являются прямыми потомками основателя Москвы князя Юрия Владимировича, а ведут своё родство от Рюрика по линии черниговских князей. Основатель этого рода (в XIV или XV в.), оболенский князь Иван Андреевич, за мстительный нрав получивший прозвище Долгорукой. Потомки его стали зваться Долгоруковыми, и в исторической литературе их - не совсем верно - часто называют князьями Долгорукими."

"Проектом и постройкой храма в вотчине занялся Григорий Фёдорович Долгоруков (1656/57-1723).

 Церковь Рождества Богородицы в селе Подмоклово Серпуховского района Московской области - жемчужина ранней Петровской эпохи с ансамблем первых русских скульптур, созданных из местного материала и...-2

Получив Подмоклово в приданное за кн. Марией Ивановной Голицыной, князь приобрёл наиболее крупное и ближайшее к Москве из принадлежавших ему имений, и к тому же на исконной земле своих предков, черниговских князей."

"Князья Долгоруковы принадлежали к довольно тонкому, но уже сформировавшемуся в канун петровского царствования слою образованного русского дворянства, чей интерес к западной культуре был вполне самостоятельным...". 

Князь помимо всего отлично разбирался в архитектуре и строительстве. На основании увиденного в поездках по Европе, используя на основе трактатов зодчих Андреа Палладио и Джакомо Бароцци да Виньолы, а также работ итальянского математика Гаспаре Векки и практического опыта французских и польских строителей, написал трактат "Архитектура цывильная" с подзаголовком: "писана в Венеции лета 1699 году месяца сентября учением и тщанием будучи тамо господина князя Долгорукова" (рукопись приписывают и другим родственникам князя). Это первое пособие по «цывильной», т. е. гражданской, светской архитектуре на русском языке. (рукопись хранится в РГАДА). 

Позже станет понятно, почему это важно. 

В 1714 году, князь Григорий Фёдорович отозван в Россию. Опала. Ему оставляют вотчину "на прокорм", где в мае он заключает контракт (на основании готовых чертежей) с каменщиками, москвичом Андреем Опуриным и крестьянами с. Красное Костромского уезда Василием Александровым (всего 22 работника) на строительство церкви в селе Подмоклом. 23 июля было получено разрешение на эту постройку от местоблюстителя патриаршего престола, митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского. Контракт требовал "построить церковь по церкюлю круглую по чертежу по повелению иноземца Лоренца фон Фикина".

И тут начались проблемы. Осенью строительство остановлено. Согласно указу 

Петра I от 9 октября – по которому, «на несколько лет», под страхом конфискации всего имущества и ссылки, запрещалось каменное строительство по всей стране кроме С.-Петербурга. Указ этот имел целью ускорить застройку новой столицы, но препятствовал государственному строительству. Поэтому позже Петр стал давать особые разрешения на завершение культовых и гражданских каменных построек - при условии, чтобы там до 9 октября 1714 г уже было начато строительство или хотя бы заготовлен материал. Такой порядок был окончательно узаконен петровским указом от 16 января 1721 г. 

Но доверие царя к князю восстановлено, да и было ли подорвано? Долгоруков получает персональное разрешение продолжить строительство в Подмоклом, и не только. В его вологодских имениях тоже идёт каменное строительство с устного соизволения Петра. Но служба... Князь отбывает с посольством в Варшаву. 

И тут вторая неприятность. 

В челобитной крепостного Рыжикова (1716 г.), князю сообщается, что стены храма, возведённые фон Фикиным в 1714 г., дали "расседины"; новый руководитель строительства "голанской земли иноземец Елизарий Давыдов сын Крафорт" нашёл эти повреждения неопасными, однако постройка вскоре развалилась, а голландец Крафорт оказался самозванцем: "назвался архитектором, а ныне слышно оной заморец был каменщиком". 

Что же произошло? 

Ну, во первых, посмотреть на план застройки. Место выбрано крайне неудачно. Церковь решили расположить на оползневом блоке двух оврагов с ручьем. В окружении трёх прудов и родников питаемых из близких к поверхности водоносных горизонтов (Подмоклое же, помните?) 

Во вторых, не сравнивать сегодняшние технологии строительства, стройматериалы и их производство, логистику. 

Хотите пример? Пожалуйста. 

Д.К. Зеленин приводит такой отрывок из христианского номоканона XVI века: «при постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент — тому наказание — 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана, или бычка, или козла».

 Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1934—1954, М., 2004, — С. 145—175.

Или ещё вот например. Мракобесие то ещё 

https://russian7.ru/post/7-stroitelnyx-obryadov-na-rusi/

Не взлетело с фундаментом у фон Фикина и у самозванца Крафорта. Неудачное место, жадность и некомпетентность управляющего, чрезмерная рачительность князя, плиточники из бывших окраин. Ну а где взять других? Все более или менее грамотные строят новую столицу Петра. 

Камень, тоже проблема. Не его наличие, а качество. Я писал уже, что часто встречаю у диванных короедов эээ... краеведов названия - пустышки. Одно из таких - тарусский мрамор. Граждане краеведы, нет такого мрамора. И не было. Не буду мучать вас геологией, исчерпывающая информация по запросу тут:

Каздым А.А.

ИЗВЕСТНЯКИ

МОСКВЫ И ПОДМОСКОВЬЯ (краткий геологический обзор). 

Скажу только, что камень из поймы Оки - плохой, несортный, годный только для бута и получения извести. Стена Серпуховской крепости тому пример. 

Закрытые выработки всего две, крохотные (на данный момент входы заплыли). И там в основном ломкая "рыжуха". 

Привезти сортный камень из, скажем, Мячково больших денег стоит. И камень, добытый закрытым способом, недёшев. 

 Церковь Рождества Богородицы в селе Подмоклово Серпуховского района Московской области - жемчужина ранней Петровской эпохи с ансамблем первых русских скульптур, созданных из местного материала и...-3

Как бы то ни было, мы можем только гадать, что произошло. Завели клеть в фундамент неправильно, завели ли вообще, или сэкономили. Решили цоколь делать тяжёлым белым камнем по первому проекту, и фундамент осел в плохом грунте. Или известь не схватывала бут от обилия грунтовых вод, и плохой бут "раскисал" (по этой же причине и не взлетело белокаменное строительство в Санкт-Петербурге). 

Первая постройка рухнула. 

В мае 1717 г. князь заключает контракт с уже известным Андреем Опуриным и с ярославским каменных дел мастером Алексеем Дмитриевым. Оплата их работы была увеличена (выводы сделаны, но не до конца) в сравнении с контрактом 1714 г., но со своей задачей эта артель не справилась, не хватило квалификации и архитектурного руководства. 

Новый контракт. Май 1718 г. Заключён с артелью москвича Ивана Каландина (37 каменщиков), их работой должен был руководить иностранец Андрей Шульц. Работники обещали в течение строительного сезона выстроить церковное здание из кирпича, заказанного ещё накануне, московским кирпичникам Мине Игнатьеву и Трофиму Захарову (О-о-оу, finalmente! Сообразили изменить проект и использовать более лёгкий, чем белый камень, кирпич). Надо отметить, что с кирпичом тоже было не просто. До середины 19 века, технология изготовления была сложной, сезонной и строилась от заказа. 

Если внимательно посмотреть на храм, то сразу заметно неестественно низкое расположение окон нижнего яруса. Похоже, грунт под зданием (даже облегченным) постепенно оседал, пока не уплотнился до стабилизации под фундаментом. 

 Церковь Рождества Богородицы в селе Подмоклово Серпуховского района Московской области - жемчужина ранней Петровской эпохи с ансамблем первых русских скульптур, созданных из местного материала и...-4

27 сентября того же года, крестьянину с. Нижнее Мячково, Московского уезда, Максиму Васильеву была заказана партия белого камня для скульптурного украшения храма.

9 апреля 1720 г. московский резчик Иван Афанасьев Зимин с помощниками: Петром Дмитриевым, Дмитрием Васильевым, Иваном Петровым Говором, Кондратием Марковым, Гаврилом Васильевым, Тимофеем Марковым и Григорием Васильевым - подрядились, опять-таки в течение лета, украсить храм резьбою и статуями 12 апостолов и 4 евангелистов – в соответствии с имеющимися рисунками под наблюдением всё того же "архитекта" капитана иноземца Андрея Шулца. 

Это к тому, что все работы в Подмоклово велись вольнонаёмными русскими мастерами. Впервые в России. И к слову сказать, скульптурная группа в Подмоклом в разы изысканнее , тоньше в исполнении, и искуснее чем скульптуры в Дубровицах. Выполненых иностранными мастерами. 

О, чудо! Церковь построена и украшена округлым декором. 

 Церковь Рождества Богородицы в селе Подмоклово Серпуховского района Московской области - жемчужина ранней Петровской эпохи с ансамблем первых русских скульптур, созданных из местного материала и...-5

И тут... 21 мая 1722 года издано постановление Святейшего Синода "О воспрещении иметь в церквах иконы: резные, вытесанные, изваянные…" 

Но и тут всё не так просто. Прямого запрета к освящению церкви нет. 

Ещё раз. Не судите о том времени сегодняшними реалиями. В то время, церковь часть государственного института управления. Абсолютно неотделимая от государства. Православие так же часть государственной политики. Как внешней так и внутренней. Церковь участвует в реформах Петра и сама реформируется. Запрет - это реакция на усилившееся распространение чуждых православию религиозных течений. 

В Киберленинке есть о Подмокловском храме прекрасная научная статья:

СКУЛЬПТУРЫ АПОСТОЛОВ НА ФАСАДЕ ХРАМА РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В СЕЛЕ ПОДМОКЛОВО В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ

Крюков Денис(Дионисий) Витальевич,

протоиерей, настоятель храма Рождества Богородицы с. Подмоклово, научный сотрудник Института Наследия им. Д. С. Лихачева. 

То есть, храмовая скульптурная композиция нисколько не противоречила ни церковным канонам ни текущей государственной политике. 

Символика храмовой архитектуры была аллегорией и символом политики "птенцов гнезда Петрова" во главе с самим государем и просветительской миссии православной церкви. Аллегория заключалась в изображении чуда Пятидесятницы:

"Апостолы на галерее стоят в порядке, который корреспондируется с текстом первой главы Деяний апостолов, описывающим, как апостолы собрались в Сионской горнице и на них снизошел Святой Дух. Они стали говорить на незнакомых языках и пошли проповедовать. Шестнадцать фигур на аркаде обозначают направление движения апостолов во все стороны земли...  

... Мало того, в тексте они упоминаются парно. И на храме стоят в соответствии с текстом, парами, причем каждая пара образует диаметр круга. "...Где двое собраны во имя Мое, там Я посреди них". Середина диаметра – центр храма. Иначе говоря, этот храм был образом апостольской проповеди.

В петровское время иностранные языки стали символом эпохи просвещения. Причем в раннее петровское время просветительство ещё не было окрашено атеистическими оттенками. Наоборот, аристократия была крайне религиозна, да и сам царь Петр пел на клиросе... 

...Барокко – это всегда аллюзии и подтексты. Это эпоха определенного изобразительного языка. Им всем прекрасно было понятно, что обозначает круг, почему он здесь используется." 

Говоря сегодняшним языком, храм - это духовно-эстетическая презентация хозяев имения. 

Проблемы с освящением храма лежат совсем в иных плоскостях. Это смерть князя, полное равнодушие наследника к имению, долгая опала и конфискация вотчин(в том числе и Подмоклое) рода Долгоруковых. Не до храма было. 

Лишь по воцарении Елизаветы Петровны, когда многие из пострадавших в прежнее царствование были реабилитированы, владельцем Подмоклова снова стал князь Долгоруков: Николай Сергеевич - внук строителя новой церкви. Но только в августе 1754 г. он подал в Синод прошение освятить её, указав при этом, что церковь им отремонтирована и снабжена необходимым убранством. Тогда же храм был освящён во имя Рождества Пресвятой Богородицы( Пилипенко А.Д). 

Вся дальнейшая модернизация и обустройство церкви не были столь значимы и удачны. Несли в себе лишь хотелки текущих владельцев. 

Каменная ограда с воротами в формах "русского национального стиля" 1861 г. 

 лишь уродовала ландшафтную перспективу и разделяла единый ансамбль. 

Строительство колокольни затянулось, и лишь после пинка указом Тульской Духовной Консистории служителям, старосте и прихожанам Богородицерождественской церкви с. Подмоклова вменялось разобрать обветшавшую недостроенную колокольню при храме и обратиться к сооружению новой звонницы как к первоочередной задаче. Достроена в 1903г. По принципу дорого-бохато, отделана по нижней части дорогим чёрным мрамором. Тоже не добавляла воздушности барокко самого храма. Разобрана в 30-х годах 20 века.

Особое место заняли "подновления" купца первой гильдии Тимофея Каштанова.

 Церковь Рождества Богородицы в селе Подмоклово Серпуховского района Московской области - жемчужина ранней Петровской эпохи с ансамблем первых русских скульптур, созданных из местного материала и...-6

Заложение арок, позолота иконостаса, и появление вызвавшей в периодике 1900 г. изрядный скандал картины-фрески Страшный Суд (сейчас она хранится в фондах Государственного музея истории религии в С.-Петербурге). В нижнем углу картины был изображён портрет человека похожего на М. Ю. Лермонтова сходящего в Ад.

 Церковь Рождества Богородицы в селе Подмоклово Серпуховского района Московской области - жемчужина ранней Петровской эпохи с ансамблем первых русских скульптур, созданных из местного материала и...-7

Очередная экскурсионная легенда гласит, что это ответ помещика Васильчикова на едкую эпиграмму поэта. Это не так. Во первых - это только однофамилец, умерший до написания картины. Во вторых - церковь в то время уже являлась не усадебной, а приходской – и следовательно, содержание росписей, украшавших храм, должен был определять не помещик, а местный священник с причтом и старостой – и непременно с разрешения вышестоящих духовных властей. Скорее всего это реакция духовенства на предписание того времени (создания картины) драться на дуэли по решению "суда чести", а в случае отказа от дуэли - неизбежного увольнения из армии в двухнедельный срок. 

Лермонтов (скорее обстоятельства смерти и похорон) лишь "живописное осуждение обстоятельств". 

Интересны ещё битвы( с 1932 года по 1940 год) сознательных коммунистов понимавших ценность народного достояния, в лице президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов и прихода церкви против сельского актива желавшего раздербанить усадьбу на сарайчики, а в храме устроить сельский клуб. Жлобы и сарайчики победили, увы. 

В начале 80-х якобы неустановленные вандалы скинули с ротонды пять фигур. Я сомневаюсь. Скорее это естественное обветшание. Да и мячковский известняк фигур оказался не настолько прочен. Холод, близость воды, насыщенный влагой реки воздух, контраст температур, плохой уход, за триста лет сильно повредили структуру камня.

 Церковь Рождества Богородицы в селе Подмоклово Серпуховского района Московской области - жемчужина ранней Петровской эпохи с ансамблем первых русских скульптур, созданных из местного материала и...-8

В данное время оригиналы статуй находятся внутри храма. Для ротонды изготовлены копии. 

Работы по реставрации церкви с. Подмоклово выполнены силами треста Мособлреставрация в 1983-1994 гг. Арки обходной галереи галереи-паперти вновь открыты.

 Церковь Рождества Богородицы в селе Подмоклово Серпуховского района Московской области - жемчужина ранней Петровской эпохи с ансамблем первых русских скульптур, созданных из местного материала и...-9

Сейчас храм передан Русской Православной церкви и восстанавливается с помощью государственных грантов и частных пожертвований.

starik_shubin©

Автррское право. Любое копирование статьи или ее частей, включая собственные фотографии, только после согласования с автором