Найти в Дзене
Громкий Говоритель

"Колготки, авоськи, плащи из болоньи": на чем разбогател советский миллионер Лазишвили, севший в тюрьму за взятку

Удивительно, но в советское время были люди, которые обладали капиталистическим мышлением. И хотя бизнесу их нигде не учили, они родились крайне предприимчивыми. И предприимчивость свою такие люди умели использовать. Ну а чтобы не было проблем с законом – договаривались с власть имущими, одаривая своих покровителей щедрыми подарками. Как говорится, красиво жить не запретишь.

Одним из самых влиятельных и успешных советских подпольных миллионеров был Отари Лазишвили. А начинал уроженец Тбилиси с малого. Идею для бизнеса подкинул заводской брак. После окончания вуза попал Отари на чулочную фабрику по распределению.

В 50-е годы в СССР был настоящий бум на капроновые чулки. Завод этот закупил дорогое итальянское оборудование (списанное или нет – это уже другой вопрос). Но грубую капроновую нить советского производства импортное оборудование не принимало – зажевывало. 

Посмотрев на гору отходов, молодой специалист понял, что имеет под ногами настоящее золото. Отари наладил подпольное производство авосек – такие были в кармане у каждого советского человека. Но не из капрона, а из хлопчатобумажной нити, которая не отличается особой прочностью. 

Товар Лазишвили расходился, как горячие пирожки. Во-первых, очень нужная в хозяйстве вещь, во-вторых - особо прочная, а в-третьих – помещалась в обычное портмоне. Обладая коммерческой жилкой, Отари умел договариваться с нужными людьми. То помещение себе выбьет, то рабочих, то продавцов. И всем этим людям нужна была надежная крыша, ведь в Советском Союзе "частники" более или менее расправили крылья только во времена Хрущева. В период застоя, при Брежневе с коммерсантов три шкуры драли, давали реальные сроки да имущество конфисковали. 

Но в ситуации с Отари Лазишвили все было по-другому. Ведь Грузинская ССР была в стране на особом счету. Там каждый первый житель имел "левый" доход, а сама республика была этакой свободной экономической зоной. Люди в Грузии жили богато, фруктами торговали, вином, ширпотреб выпускали. Особенно во времена, когда главой региона был Василий Мжаванадзе. При этом чиновнике, любившем роскошную жизнь, Лазишвили быстро поднялся до статуса "сумчатого волка". 

Но на своих успехах подпольный миллионер не остановился. Да, деньги текли рекой, дорогие рестораны были, автомобили, дачи с бассейнами. Но разве этим в Грузии кого-то удивишь? К тому же, Лазишвили тонко чувствовал потребности простого обывателя. Когда появился спрос на импортные нейлоновые рубашки – быстро наладил производство. И продавал каждую такую рубашку аж за 50 рублей. Но даже за такие деньги модный товар "с руками и ногами" отрывали. 

Ну а потом страна сошла с ума по шуршащим болоньевым плащам.

И снова Лазишвили подсуетился – наладил производство. Благо связями за годы подпольной деятельности оброс. В общем, стал наш герой самым настоящим подпольным советским олигархом, который исправно снабжал население ширпотребом в эпоху дефицита. Даже с московскими чиновниками Отари за руку здоровался, и для каждого у него был подарок. 

-2

Средний счет Лазишвили в ресторане составлял тысячу рублей. Это в 5-10 раз больше, чем месячная зарплата рядового советского гражданина. Любую прихоть своих друзей "сумчатый волк" выполнял по щелчку пальца, но и себя не обделял. Если Отари казалось, что в элитном московском ресторане недостаточно вкусный шашлык, тут же звонил в Грузию и заказывал доставку самолетом. 

Но любимым развлечением подпольного миллионера был футбол. Для родного тбилисского "Динамо" Отари не жалел никаких денег. Можно сказать, что это был Абрамович тех лет, скупающий лучших футболистов ради трофеев. 

В общем, возможности этого человека были безграничными. Вот почему, когда к власти в Грузинской ССР пришел амбициозный Эдуард Шеварднадзе, Лазишвили не думал унывать. Ведь он знал, что чиновники очень любят деньги, и с ними всегда можно договориться. 

Однако у Шеварднадзе были другие планы. Политик очень хотел в Москву на повышение. Чтобы мечты сбылись, нужно было громко заявить о себе. Например, проявить принципиальность, пересажав всех подпольных олигархов. Лазишвили в числе первых попал под замес. 

Он попробовал ретироваться в Москву, благо, там свои люди были. Но эта афера привела "сумчатого волка" прямиком на скамью подсудимых. Когда Отари вошел в кабинет генерального прокурора страны, протянув тому чемодан с десятью миллионами рублей, тут же ощутил наручники на своих руках. 

Знакомства не помогли, ведь в 70-е годы страна взяла уверенный курс на борьбу с теневыми ранками. Кстати, Лазишвили за его незаконные обогащения в особо крупном размере должны были по советским законам поставить к стенке. Однако тут ему связи помогли, и он отделался лишь 15 годами тюрьмы.