52,4K подписчиков

Надо ли заставлять себя молиться?

3,2K прочитали

Верит человек в Бога, даже в храм иногда ходит, старается соблюдать заповеди, но на регулярную молитву то сил, то времени не хватает. Отсюда вопрос, а надо ли себя заставлять молиться? Или можно оставаться духовным человеком без регулярной молитвы?

Верит человек в Бога, даже в храм иногда ходит, старается соблюдать заповеди, но на регулярную молитву то сил, то времени не хватает. Отсюда вопрос, а надо ли себя заставлять молиться?

Прежде всего необходимо помнить, что молитвенный подвиг – это тяжелый труд, и для его успешного выполнения требуется то, что нужно при обычном осуществлении любого трудного задания – постоянство.

Для духовной жизни очень важно постоянство. Необходимо молиться не только тогда, когда душа под воздействием Божественной благодати сама ищет молитвы, не только тогда, когда слезы умиления сами льются из глаз. Надо заставлять себя молиться и тогда, когда совесть молчит, когда холодность и бесчувственность сковывают сердце, когда лень парализует все душевные силы, когда искусительный помысл шепчет: «Сейчас пойди отдохни, забудь на часок-другой о Боге, о ближних, о любви, а потом когда-нибудь вспомнишь. Когда будет благодатная легкость в душе, тогда и помолишься, а сейчас займись мирскими делами, окунись в суету, отдались от Бога».

Но почему-то к человеку, поддавшемуся на подобную уловку древнего змия и человекозавистника диавола, умиление и духовные порывы приходят все реже и реже, а значит, все реже и реже он молится, а значит, все реже и реже просит Божественной помощи, а значит, все реже и реже получает эту помощь, все дальше и дальше отдаляется от Бога, от счастья, от любви.

Именно поэтому необходимо заставлять себя перебарывать леность и холодность сердца и вставать на молитву. Такое самопринуждение к молитвенному деланию в аскетике носит наименование понуждения и является одним из основных аспектов подвига. Необходимо понуждать себя к молитве, и это понуждение должно носить ежедневный характер.

В идеале человек должен молиться постоянно, непрерывно, каждый вздох своей жизни растворяя обращением к Богу и согревая памятью о Нем. Но достичь этого крайне сложно, и отправной точкой на нелегком пути к такому идеалу является понуждение себя к ежедневной молитве утром и вечером.

Каждый, кто знаком с православным молитвословом, знает, что в нем помещены «Молитвы утренние» – т. е. те, которые необходимо прочитать утром, прежде всех дел, и «Молитвы на сон грядущим» – т. е. те, которые предназначены отходящим ко сну, вечерние молитвы.

Во время чтения утренних молитв мы благодарим Бога за то, что Он сподобил нас, пройдя поприще темной ночи, увидеть солнечный день, за то, что Он сохранил нас от всяких напастей в темное время суток, и испрашиваем Его благословение на наступающий день.

Во время вечерних молитв мы благодарим Господа за Его Божественную помощь в наших дневных делах и заботах и просим защиты и заступления в часы приближающейся ночи. Ежедневное чтение этих молитв составляет своеобразный молитвенный ритм подлинной христианской жизни, учит нас некоторое время собственного досуга уделять Богу и во многом определяет наше отношение к реальности. Каждый, кто понуждает себя к ежедневному предстоянию перед Богом, знает, насколько важна регулярная молитва и какие плоды она приносит.

Кроме утренних и вечерних молитв, которые являются, так сказать, обязательным молитвенным минимумом, существует еще огромное число молитвословий, могущих стать молитвенной канвой нашего общения со Творцом. К ним относятся как отдельные краткие молитвы, так и достаточно обширные церковные произведения – такие как акафисты и каноны. Использование таких гимнографических творений на домашней келейной молитве определяется духовными силами и личными возможностями человека, а также благословением духовника.

Сами по себе каноны и акафисты представляют собой многострофные гимны, посвященные Господу, Богородице или кому то из святых, и имеют определенную форму построения. Эти церковные произведения можно назвать «богословскими поэмами», потому что в поэтически развитую молитвенную форму облекается глубокое богословское содержание.

Обычно каноны и акафисты присоединяются к утренним и вечерним молитвам, становясь как бы дополнением к обязательному минимуму, но могут быть прочитаны на молитве и в течение дня. В таком случае, по традиции, они предваряются определенными начальными молитвословиями, которые настраивают душу человека на молитвенный лад и в богослужебных книгах носят наименование «Начало обычное». Именно этими молитвословиями начинаются и утренние, и вечерние молитвы, и большинство церковных служб.