234 подписчика

От человека, не искушенного блеском бриллиантов, о выставке Карла Фаберже.

236 прочитали

Я и не пошла бы на эту выставку самостоятельно. Просто посмотреть на блеск золота, платины и брюликов, в коих я совершенно не разбираюсь, пусть даже на вывезенные впервые из закромов Московского Кремля, мне было не интересно. Но, захотелось вдруг, в очередной отгул за стахановскую работу в летние выходные, почувствовать себя полноценным пенсионером (хоть и работающим): бесплатный билет от профсоюза, да еще в сопровождении экскурсовода. Мы же так часто, мечтая о пенсии, воображаем, что обязательно будем ходить по музеям, выставкам и театрам, а приходит время, и оказывается, что не до музеев вовсе.

Что я - потомок оброчных крестьян, дочь рабочего, слышала о Фаберже? Кроме яиц, ничего! И тех, как выяснилось, не привезли. Это огорчило. Еще большее разочарование было от осознания, что К. Фаберже сам вовсе не был выдающимся ювелиром. Но зато был главой семейной фирмы, основанной еще в 1842 году в Российской империи, в коей работали искусные русские ювелиры.

О том, что в Челябинск привезли экспонаты, самые что ни на есть настоящие, редкие – музейные - говорит вся обстановка: достаточно прохладная температура в огромном зале, специальное освещение…, хотя старинные бриллианты в этом освещении не «блестят» так, как новые. И свойства фотоаппарата тут ни при чем. Наверное, им бы горение свечей той эпохи!

Центром экспозиции стал клад, найденный в 1991 г., в стенах московского дома на Солянке. Как они там оказались, нетронутые экспроприацией большевиков, с фабричными бирками Фаберже, отдельная история.

Замечательный экскурсовод Мария Аникина посвятила нас не только в тонкости производства ювелирных украшений, и как они видоизменялись в разные столетия, но и своеобразно соединила рассказ о каждом экспонате с историческими событиями того или иного времени. Впечатлила дальновидность царей – понимающих, что заказанные ими изделия у ювелиров, не только будут передаваться по наследству в роду, но когда-нибудь обязательно станут историческими реликвиями.

Удивило, что даже у середняков перед революцией не считалось роскошью иметь пару портсигар, украшенных драгоценными камнями, серебряные изделия для сервировки стола или рамку для фотопортрета.

Поразило не соблюдение современными ювелирами правила не сочетания бриллиантов с не драгоценными металлами и камнями, как в кулоне "Пустышка" из... акрила (пластика), колье- золото, бриллианты и ... кораллы 1981г. А как вам форма колец «Интроверт» и «Экстраверт»?!

Стала понятной уникальность всех ювелирных музейных экспонатов - если на выставке, в которых участвуют мастера ювелиры, их изделие не приобрел скажем, какой-нибудь меценат, коллекционер или другой покупатель, всё возвращается мастеру в переплавку.

Так эта корона могла исчезнуть, как произведение современного искусства, если бы её не купил музей.

Золото, бриллианты, аметисты, жемчуг
Золото, бриллианты, аметисты, жемчуг

Или, если бы автор этих золотых брошей не передала их в дар музею.

После, на массовые современные изделия из магазинов , смотреть не очень хочется, даже с дисконтом. И конечно, взгрустнулось, что у меня нет даже "захудалого" колечка по наследству от предков, чтобы я бы могла передать детям. Разве что две рюмки из мельхиора (металла пролетариата), может быть лет через 50 станут раритетом?

Я и не пошла бы на эту выставку самостоятельно.-8

А у вас?!