Я и не пошла бы на эту выставку самостоятельно. Просто посмотреть на блеск золота, платины и брюликов, в коих я совершенно не разбираюсь, пусть даже на вывезенные впервые из закромов Московского Кремля, мне было не интересно. Но, захотелось вдруг, в очередной отгул за стахановскую работу в летние выходные, почувствовать себя полноценным пенсионером (хоть и работающим): бесплатный билет от профсоюза, да еще в сопровождении экскурсовода. Мы же так часто, мечтая о пенсии, воображаем, что обязательно будем ходить по музеям, выставкам и театрам, а приходит время, и оказывается, что не до музеев вовсе.
Что я - потомок оброчных крестьян, дочь рабочего, слышала о Фаберже? Кроме яиц, ничего! И тех, как выяснилось, не привезли. Это огорчило. Еще большее разочарование было от осознания, что К. Фаберже сам вовсе не был выдающимся ювелиром. Но зато был главой семейной фирмы, основанной еще в 1842 году в Российской империи, в коей работали искусные русские ювелиры.
О том, что в Челябинск привезли экспонаты, самые что ни на есть настоящие, редкие – музейные - говорит вся обстановка: достаточно прохладная температура в огромном зале, специальное освещение…, хотя старинные бриллианты в этом освещении не «блестят» так, как новые. И свойства фотоаппарата тут ни при чем. Наверное, им бы горение свечей той эпохи!
Центром экспозиции стал клад, найденный в 1991 г., в стенах московского дома на Солянке. Как они там оказались, нетронутые экспроприацией большевиков, с фабричными бирками Фаберже, отдельная история.
Замечательный экскурсовод Мария Аникина посвятила нас не только в тонкости производства ювелирных украшений, и как они видоизменялись в разные столетия, но и своеобразно соединила рассказ о каждом экспонате с историческими событиями того или иного времени. Впечатлила дальновидность царей – понимающих, что заказанные ими изделия у ювелиров, не только будут передаваться по наследству в роду, но когда-нибудь обязательно станут историческими реликвиями.
Удивило, что даже у середняков перед революцией не считалось роскошью иметь пару портсигар, украшенных драгоценными камнями, серебряные изделия для сервировки стола или рамку для фотопортрета.
Поразило не соблюдение современными ювелирами правила не сочетания бриллиантов с не драгоценными металлами и камнями, как в кулоне "Пустышка" из... акрила (пластика), колье- золото, бриллианты и ... кораллы 1981г. А как вам форма колец «Интроверт» и «Экстраверт»?!
Стала понятной уникальность всех ювелирных музейных экспонатов - если на выставке, в которых участвуют мастера ювелиры, их изделие не приобрел скажем, какой-нибудь меценат, коллекционер или другой покупатель, всё возвращается мастеру в переплавку.
Так эта корона могла исчезнуть, как произведение современного искусства, если бы её не купил музей.
Или, если бы автор этих золотых брошей не передала их в дар музею.
После, на массовые современные изделия из магазинов , смотреть не очень хочется, даже с дисконтом. И конечно, взгрустнулось, что у меня нет даже "захудалого" колечка по наследству от предков, чтобы я бы могла передать детям. Разве что две рюмки из мельхиора (металла пролетариата), может быть лет через 50 станут раритетом?
А у вас?!