Третий день путешествия по Колымской трассе. Утром вышли на дорогу, и практически сразу нам остановился минивэн. За рулем сидел старик лет 70, но достаточно бодрый. Он перегонял свою машину из Якутска в Магадан. Но мы попросились до Хандыги, это всего километров 70. Вот и переправа через Алдан. Там действует несколько паромов, и отправление происходит раз в несколько часов. Ночью переправа закрыта. Алдан — широкая река и единственная на Колымской трассе, через которую нет моста. К парому мы успели вовремя, только заехали, как тут же отправились на противоположный берег. С нами ехало ещё машин 6. Познакомились с местным парнишкой из Алдана, который ехал в Хандыгу по делам. Он предложил встретиться в Хандыге и вместе сходить в кафе. Мы согласились и обменялись телефонами.
Доехав до Хандыги, мы распрощались со стариком и пошли гулять по посёлку. Здесь уже преимущественно живут русские, якутов нет совсем. Посёлок производил удручающее впечатление, как будто рядом идёт война, и его разбомбили. Гаражи ржавые, деревянные двухэтажные дома все покосились, теплицы с выбитыми окнами. Некоторые местные занимаются перевозкой топлива на фурах, мы видели припаркованные, дорогостоящие “наливы” у разбитых домов. По улицам валялся мусор: ржавые железяки, матрасы и пр.
Здесь в Хандыге нам рассказали историю про узбеков. Так как на Крайнем Севере зарплаты гораздо выше, чем в южных регионах, то жители этих самых регионов часто приезжают сюда на заработки, а некоторые остаются насовсем. Один из таких узбеков приехал в Хандыгу и устроился кочегаром в котельную. Через некоторое время все должности кочегаров были заняты узбеками, так как самый первый узбек начал приглашать своих родственников в это чудесное предприятие. Спустя ещё немного времени наш герой получил повышение и стал начальником, а спустя пару лет в котельной работали исключительно одни узбеки.
Вернёмся к посёлку, на фоне крайне неблагоустроенной городской среды особняком стояло здание детского эстетического центра. По форме здание центра напоминает летающую тарелку с пришельцами из дальнего космоса. Хандыга и её состояние произвели на нас очень сильное удручающее впечатление. Мы позвонили парнишке из Алдана, с которым познакомились на пароме, он как раз освободился и заехал за нами на своей машине.
Кафе “Азия” находится прямо на трассе, которая проходит через Хандыгу. Цены уже раза в два дороже, чем на “материке” (в Западной части России). Пообедав, мы поблагодарили жителя Алдана за гостеприимство и компанию, и он подвёз нас на выезд из Хандыги. Прямо до того места, где заканчивался асфальт (асфальт зачастую кладут в населённых пунктах, чтобы жители не дышали пылью). В 70 км от Хандыги расположен населённый пункт Тёплый Ключ. Посёлок дорожников, которые обслуживают “Колыму”. Пока мы ждали попутку на пустой дороге, начал накрапывать дождик, а укрытия нигде не было. Я уж было подумал, что сейчас вымокнем, но нам повезло. До Тёплого Ключа ехала скорая помощь, и она нас подвезла. Машина скорой помощи в этих краях – это УАЗик-буханка. Врачи и медсёстры ездили по каким-то своим или хозяйственным делам.
В Тёплом Ключе есть музей “Колымской” трассы. Бесплатный и более-менее интересный. Там мы провели остаток дня. Немного прогулялись по посёлку, зашли в местный магазинчик и купили овощей по уценке. Чем дальше от Якутска, тем цены выше. Даже бензин здесь уже стоил около 55 рублей за литр АИ 92 (в Якутске 50 рублей, а в Москве 40). Искать ночлег по научному методу и знакомиться с местными не стали, а просто вышли из посёлка и поставили палатку.
Тёплый Ключ — крайний посёлок на равнине, дальше начинаются горы. А дорога через горы всегда красива и живописна. И ещё, можно сказать, что Тёплый Ключ — это некоторый рубикон, за которым начинается настоящий Крайний Север. От Якутска до Тёплого Ключа примерно 500 км равнины, и на их протяжении достаточно много оживлённых посёлков. А вот дальше, за Тёплым Ключом в течение следующих 500 км, вплоть до Усть-Неры, практически не будет живых населённых пунктов. Да, будет стоять несколько домов на Развилке, и работать кафешка на Кубюме, но это всего два десятка человек на 500 км горной дороги!