Найти тему
МИР (Море История Россия)

Авиация ЧФ в 1944-м. Минно-торпедные и бомбардировочные части.

1-я (2 гвардейская) минно-торпедная авиадивизия ВВС ЧФ

5-й гвардейский минно-торпедный полк По состоянию на 1 апреля 1944 года полк имел отличную укомплектованность: 30 самолетов Ил-4 (исправно 27). Укомплектованность экипажами 100%. Но, есть нюанс: только 18 экипажей были аттестованы для торпедометания (да, и то, условно). Есть еще один нюанс: далеко не все Ил-4 в этом полку были Ил-4т (т.е. торпедоносцами). При наличии 40 торпед полк имел 2 боекомплекта торпед, т.к. лишь 10 машин имели мосты для торпед. Держатели для мин имели 12 машин. Есть еще один нюанс: полк базировался достаточно далеко: на аэродроме Сокологорное (в районе Мелитополя). Одна авиаэскадрилья в апреле перебазировалась в Скадовск. В ее составе числилось 14 самолетов Ил-4 (из них 12 Ил-4т, при этом, 8 машин имели РЛС «Гнейс-2м»).

Использовались самолеты весьма «своеобразно». Так, 11 апреля полк возил… топливо на аэродром «Школьный» под Одессой для 11-го гв. иап этой же дивизии. Я понимаю, нужда и все такое, но… Ладно, командованию тогда было виднее.

Недостатком Ил-4 являлись не его скоростные (или какие-либо еще) характеристики. И, по логике, все вылеты торпедоносцев и минопостановщиков нужно было бы прикрывать истребителями, ибо вооружение их было откровенно слабым. Самолеты, имевшие на борту РЛС, вообще были слабо оснащены вооружением: один пулемет УБТ (ШКАС снимали для установки РЛС). Но, вот, что странно: очень часто четверка Ил-4 вылетает без сопровождения (отсюда и потери). Хотя, казалось бы, опытных торпедоносцев беречь нужно. По логике, каждая операция с использованием дорогостоящих самолетов и вооружения (торпед) должна прорабатываться, должны выделяться отвлекающие самолеты, самолеты, подавляющие ПВо (вроде штурмовиков), но… нет. Изредка летают истребители прикрытия. Использование торпедоносцев и минопостановщиков вызывает… недоумение.

Достаточно странно использование самолетов другого полка.

13-й гвардейский морской разведывательный полк тоже использовался… не по назначению. Поначалу, когда 10 его самолетов A-20G использовались как ночные бомбардировщики (точно так же как и у «армейцев») все было неплохо. Когда его начали «выгонять» в дневное время, началась потери. Очень часто в литературе приводится другой его состав, где самолетов намного больше. Это связано с тем, что 36-й мтап, 1-я аэ которого базировалась на Скадовск, 2-я на Гленджик, 26 апреля 1944 года, передала свои самолеты 13-му гв. мрап, убыла в состав другого флота. А, бывшим пилотам МБР-2 из 13-го гв. мрап пришлось переучиваться на новую матчасть, осваивая A-20G. Правда, было их не сильно много. В двух эскадрильях было в сумме, 10 машин из которых только две имели торпедные «мосты».

Вроде бы, в составе этой дивизии и числится истребительный авиаполк, но действует он почему-то чаще всего отдельно.

11-й гвардейский истребительный авиаполк имел на вооружении на 1 апреля 23 исправных самолета P-39 «Аэрокобра». Истребитель, по отзывам неплохой, и укомплектованность нормальная. Но, только 11 апреля в полк прибыло молодое пополнение и получены новые самолеты. 11 апреля 1944 года полк начал передислокацию из Скадовка под Одессу, и получается так, что самолеты его редко прикрывают торпедоносцев дивизии, и часто отвлекаются на решение «армейских» задач. Нет, я понимаю, что поддержка частей морской пехоты, задача, вроде бы, флотская, но, отвлекать истребители из дивизии, где Ил-4 летают без прикрытия, наверное… не совсем правильно. Что-то не очень ладно в этот период в управлении этой дивизией.

13-я авиационная пикировочная авиационная дивизия ВВС ЧФ, командир дивизии ГСС И.Е.Корзунов (13-я ПАД).

Формально, в ней было 3 авиаполка, в реальности, два. Все дело в том, что прибывший с Севера 29-й авиаполк приступил к боевой работе только в мае.

40-й бомбардировочный авиаполк перешел во вновь созданную авиадивизию из 1-й мтад. Еще до начала Крымской операции в командование 40-м авиационным полком вступил майор Степан Степанович Кирьянов. Герой СССР подполковник Корзунов, ранее им командовавший, в конце марта был назначен командиром вновь созданной 13-й пикирующей авиадивизии. В состав дивизии вошел и 40-й авиационный полк.

-2

Состав полка на начало операции 18 Пе-2, 15 экипажей. Полк регулярно атакует конвои (иногда действует в полном составе). Он постоянно прикрыт 43-м иап. К моменту вступления войск 4-го Украинского фронта в Крым 40-й авиационный полк базировался на аэродроме г. Скадовска. Все боеспособные машины сведены в 1-э аэ имени Героя СССР майора Цурцумии. Действия полка описывать очень сложно, потому, как на бумаге побед много, а, в реальности...

Скепсис мой по поводу "побед" не от немецких документов (отнюдь). Просто на данный момент есть данные практически по всем плавсредствам на Черном море. Судьба их известна, кораблей из параллельной реальности у противника не было.

Вот как описывает ситуацию А.П. Гирник. («Участие 40-го авиационного полка ВВС ЧФ в наступательных операциях 1943—1944 гг.»)

"10.04.44 г. ясным солнечным утром шесть Пе-2, ведомые командиром 1-й АЭ старшим лейтенантом Тарариным, вылетели на бомбоудар по каравану противника на переходе. Штурман Борисов заранее рассчитал точку встречи. Караван нашли сразу. Он состоял из двух транспортов под охраной семи СК. Несмотря на значительный зенитный огонь, пикировали с высоты 2000 метров с выводом на 800 метров. Бомбы легли вблизи вражеских кораблей. Последним на цель заходил ст. лейтенант Иванов. «Я выбрал самый большой транспорт и решил его обязательно уничтожить, — рассказывал он после полета, — своему штурману Вершинину я верю, как самому себе. По его сигналу перевел самолет в пикирование. Чувствовал себя совершенно спокойно. На мгновенье показалось, что выполняю учебное бомбометание по щиту. Но внизу все больше и больше вырастал вражеский корабль, все чаще вспышки зениток. На высоте 1000 метров нажимаю кнопку. Бомбы отделились и самолет, преодолевая инерцию, выходит из пике. Разворачиваясь, вижу остатки взорванного транспорта, погружающегося в воду. Удачную атаку подтвердил фотоснимок, сделанный стрелком-радистом Антонюком».

Двухсотпятидесятикилограммовая бомба попала в самый центр транспорта водоизмещением пять тысяч тонн. Транспорт разломился и затонул. Это первая победа полка в Крымской операции.

В этот же день по инициативе заместителя командира полка по политической части подполковника Азаренкова появился большой плакат, рассказывающий о боевом успехе экипажа". Ну, и?

Кто нибудь назовет мне имя транспорта в 5 тыс.т., который "разломился и затонул".

Из того же источника:

"12.04.44 г. шесть Пе-2, ведомые командиром полка майором Кирьяновым, атаковали вражеский эсминец типа «Фердинанд». Прямым попаданием бомбы майора Кирьянова эсминец был поврежден. Как стало известно после капитуляции Румынии, эсминец был сильно поврежден, лишился хода и на буксире был приведен в свой порт.

13.04.44 г. старший лейтенант Тарарин и младший лейтенант Бородин потопили транспорт водоизмещением полторы тысячи тонн, а младший лейтенант Огородников бомбоударом повредил один СК.

15.04.44 г. летчики полка совершили четыре групповых вылета и потопили одну БДБ, один транспорт водоизмещением пять тысяч тонн и повредили еще один транспорт водоизмещением пять тысяч тонн.

Транспорт потопил экипаж младшего лейтенанта Жарикова, штурман Куделько, стрелок-радист Лукьянов.

17.04.44 г. вторую крупную победу одержал экипаж старшего лейтенанта Иванова, потопивший транспорт в четыре тысячи тонн. Вечером победителей чествовали большим тортом.

18.04.44 г. группа самолетов Пе-2, ведомая Казаковским, Ивановым и Жариковым, прямым попаданием бомб потопила транспорт противника водоизмещением пять тысяч тонн"

К сожалению, большая часть всех этих данных никак не подтверждается, и результативность полка близка к нулю. Почему?

43 истребительный авиаполк сформирован в ВВС Черноморского флота из резерва ВВС ВМФ, став последним морским истребительным полком, сформированным в годы войны. командир полка Д.Е.Нихамин. Вооружение 27 аэрокобр 25 экипажей.

Дивизия тоже очень прилично укомплектована, самолеты приличные. Ну, а теперь, давайте посмотрим, в чем реальная проблема? Ведь четко и ясно видно, что проблема отнюдь не в технике. У нас есть «добрая» традиция: про… (простите) потерять огромное количество ресурсов в начале войны, потом бурно жаловаться, что мол «все не то». (Плохому танцору… ноги мешают). А, где оказались наши летчики, те, которых до войны готовила страна?

Кто списывал грамотных специалистов в морскую пехоту? Почему почти весь персонал 45 авиамастерских погиб в Севастополе? Куда делся грамотный персонал авиабаз и аэродромов ЧФ? Почему многое летчики оказались в морских батальонах? (Про штрафников мы пока не говорим).

Особенность затяжной войны состоит в том, что когда гибнут лучшие, есть риск возникновения «кадрового болота». Ушли в морскую пехоту самые «мотивированные», списали в морскую пехоту самых грамотных и требовательных (чтобы не умничали). Кто остался? Те кто удобен. А, они на рожон лезть не будут. Зачем? Что касается авиации… Самолеты, мол не те.

Дык, как «не те»? Как мы заметили, и Ил-2 прекрасно работают топмачтовым способом, и корабли топить они могут. Як-9 отличные истребители. Помогли и союзники: А-20 (самых разных модификаций) тоже, оказывается, использовать можно. Дальняя авиация прекрасно использовала A-20G и была довольна их качествами. У «армейцев», вообще, четверть самолетов это У-2, но, воевали и вражеские суда в порту Севастополя «кошмарили» регулярно.

Вопрос не в этом. Очень многие классные специалисты оказались в морской пехоте. Да. наша морская пехота совершала подвиги, совершала, казалось бы невозможное, но… К сожалению, из морской пехоты обратно на корабли мало кто возвращался. Мало кто возвращался и в авиацию. У флотких летчиков пришло новое поколение пилотов, но, опять потребовалось выполнить «сверхзадачи» осенью 1943 – весной 1944 года, и авиация ЧФ понесла потери. Весной 1944 года на флот пришли новые летчики, новые самолеты, но опыта не было.

Что касается «приписок»… Командование уже настолько привыкло к «подвигам», что требовало новых и новых «побед». Особенно нужны были «победы» вновь назначенному командующему. Но, ситуация понемногу менялась. Появлялся опыт. Все меньше возможностей оставалось у противника.

Досадно только то, что большую часть немецкой 17-й армии флот из Крыма выпустил. Это объективный факт. На момент последнего штурма в Севастополе оставалось всего 66 тыс. человек.

С 14 по 27 апреля 1944 года из Крыма вывезено: 58 тысяч солдат, 7 тысяч раненых, 5 тысяч эвакуированных, 4 тысячи пленных. Суммарно: 74 тысячи человек. Полностью потеряны 1 танкер («Ossag») 1 лихтер («Leo»). При перевозке погибли 435 человек. Это данные только по морским перевозкам (без люфтваффе). Сильно помешал эвакуации Черноморский флот?

Обычно в таких случаях начинают рассказывать, о плачевном состоянии флота, о нехватке специалистов, о том, что некоторые корабли стояли почти без экипажей, находились в ремонте. Но… почему? Давайте посмотрим?