Минский автозавод на международную выставку автобусов BW EXPO 2022, которая открылась в Москве, привез две важные новинки – троллейбус третьего поколения и электробус с "антисанкционной" начинкой.
Главная премьера – это троллейбус МАЗ-303Т20. Минский автозавод уже выпускает в новом кузове и городские автобусы, и электробусы, а вот троллейбусы мы еще не видели. Все они очень похожи, но МАЗ-303Т20, если не считать обязательных штанг на крыше, отличается также наличием остекления по левому борту в заднем свесе (оно ведь там должно быть предусмотрено, правда?).
МАЗ-303Т20 оснащен асинхронным электродвигателем номинальной мощностью 155 кВт и системой автономного хода с гибридными суперконденсаторами, которая позволит проезжать по участкам дорог без контактной сети от 20 до 50 км.
Фото Транспортные фанаты/ВКонтакте
Салон за счет отсутствия моторной шахты стал еще просторнее. В троллейбусе новой модели предусмотрено 30 мест для сидения, из них 14 – на низком полу. Общая пассажировместимость – 82 человека.
Фотографий электробуса МАЗ-303Е20 с выставки BW EXPO 2022 пока нет ни на заводском сайте, ни в телеграм-канале, но именно эта машина демонстрировалась в сентябре на выставке техники, посвященной 955-летию Минска, так что многие ее уже видели.
От первой модели 303E10 новый электробус отличается тем, что собран из "антисанкционных" комплектующих белорусского и российского производства. Например, тяговое оборудование с системой управления двигателя, тяговые аккумуляторные батареи и мультиплексная система – производства российской компании НПП "ИТЭЛМА". Каркас электробуса, передняя ось – производства МАЗ. Алюминиевые профили, применяемый в обшивке пластик и облицовочные материалы, детали интерьера и экстерьера, сиденья, шины, комплектующие электрооборудования, информационные табло, остекление и многое другое – производства белорусских предприятий. Мощный кондиционер с функцией обогрева также белорусского производителя. Белорусские же компании разработали программные продукты и отвечали за инжиниринг.
Такое тотальное импортозамещение позволило сделать электробус МАЗ-303Е20 более доступным по цене. При этом технические характеристики остались прежними, в том числе и запас хода на одной зарядке 300 км.
Но Минскому автозаводу, похоже, придется поторопиться с запуском своих новинок в серийное производство, потому что конкуренция на рынке городского электротранспорта намечается нешуточная. Помимо белорусского "БКМ Холдинга" (УКХ "Белкоммунмаш"), ПАО "КАМАЗ" и "Группы ГАЗ", все громче заявляют о себе новички. Свои новые модели троллейбусов и электробусов на выставке BW EXPO 2022 продемонстрировали компании ПК "Транспортные системы" и "Синара – Транспортные Машины".
Троллейбус с УАХ "Адмирал" 6281.01. Фото ПК "Транспортные системы"
Электробус "Генерал" 62181. Фото телеграм-канала RetroBus
Компания ПК "Транспортные системы" привезла в Москву обновленный троллейбус с увеличенным автономным ходом "Адмирал" 6281.01 и унифицированный с ним по кузову электробус "Генерал" 62181.
Электробус "Генерал" 62181. Фото ПК "Транспортные системы"
"Генерал" (General) имеет особую "фишку": на нем впервые в мире применена технология комбинированного восполнения заряда тяговых батарей. Она сочетает в себе сразу три типа подзарядки: 1) медленную от розетки; 2) динамическую от токоприемников (т.е. троллейбусные штанги у него имеются); 3) быструю или ультрабыструю через токоприемники. Благодаря этому электробус General сможет быстро интегрироваться в транспортный каркас: его можно заряжать от троллейбусной и трамвайной инфраструктуры, от зарядных станций сети 380 или 600 вольт. В свою очередь, поддержка "троллейбусного протокола" заряда батарей позволила оптимизировать пантографные устройства.
Троллейбус с УАХ "Синара-6254". Фото "Синара – Транспортные Машины"
Электробус "Синара-6253". Фото Кирилла Полякова / ВКонтакте
"Синара – Транспортные Машины" (холдинг СТМ) только в этом году заявила о намерении зайти на рынок колесного городского электротранспорта (до сих пор компания была больше известна своими железнодорожными локомотивами и электропоездами). Напомним, в июне был представлен троллейбус с увеличенным автономным ходом "Синара-6254". А на выставке BW EXPO 2022уже демонстрируется другая новинка – брат-близнец электробус "Синара-6253".
Фото "Группы ГАЗ"
"Группа ГАЗ" пока занимается исключительно электробусами. На выставке демонстрируется перспективный 12-метровый E-CITYMAX 12, который планируется к производству на Ликинском автобусном заводе. Модель оснащена батареями Microwast типа NMC (литий-никель-марганец-кобальт-оксидные аккумуляторы) емкостью 350 кВт·ч, которые обеспечивают увеличенный до 200 км запас хода на одной зарядке. Кстати, E-CITYMAX 12 тоже может заряжаться тремя способами, но производитель в данном случае имеет в виду вот что: ультрабыстрая пантографная подзарядка происходит за 1,5 часа; быстрая пистолетная за – 2,5 часа; ночная – за 7 часов. Общая пассажировместимость E-CITYMAX 12 составляет 85 человек, в салоне предусмотрено 36 посадочных мест и место для инвалидной коляски.
Фото "Группы ГАЗ"
Разработала "Группа ГАЗ" и электробус поменьше – e-CITYMAX-9 с длиной кузова 9750 мм. Но на выставку BW EXPO 2022 привезла только дизельный вариант CITYMAX-9 с 210-сильным двигателем ЯМЗ-534 и автоматической коробкой передач ГАЗ, выпуск которого обещали начать на Павловском автобусном заводе в IV квартале нынешнего года.
Фото телеграм-канала RetroBus
А вот в Европе такой электробус уже показали, правда, под названием Steyr eCITY 9 – как сообщает телеграм-канал RetroBus: непосредственный впрыск, в сентябре этого года он выставлялся на ганноверском автобусном салоне IAA Transportation.
Фото телеграм-канала RetroBus
Дело в том, что австрийская Steyr Automotive, которой теперь владеет Зигфрид Вольф (в 2008-2020 гг. работал в совете директоров "Группы ГАЗ"), планировала собирать для рынков ЕС под своим брендом российские малотоннажники "ГАЗель NN" и "Соболь NN", а также электробусы GAZ e-CITYMAX 9 и e-CITYMAX 12. Конечно, теперь ни о каком сотрудничестве речи быть не может. Тем не менее выпускать "свои" электробусы Steyr Automotive никто не запретит. А заказы на них уже есть.
Иллюстрация "Группы ГАЗ"
Российский электробус e-CITYMAX-9, судя по всему, будет таким же, как Steyr eCITY 9. Дизайн, как видите, немного отличается от автобусного: за счет более высоких фальшбортов на крыше немного изменилась форма передней маски в верхней части. И в салоне сзади нет поднимающихся в гору подиумов и ступенек.