Найти тему
Рефлексивный суп

«Метрополис» Фрица Ланга: как архитектура стала героиней фильма

Оглавление

Немой фильм-антиутопия «Метрополис» (1927) смотрит в будущее и угадывает человека под номером в концлагере, общую вину за катастрофу и костры, которые запылают чуть позже, охватив не человека-машину, а книги.

Фриц Ланг – режиссёр картины – привнёс экспрессионистский нерв, присущий самому времени: расцвет искусства Веймарской республики сочетался с гиперинфляцией, безработицей, политической борьбой и тяжёлыми переживаниями поражения в Первой мировой войне. Сценарий для фильма написала писательница-фантастка Теа фон Харбоу, отсюда – появление футуристических мотивов человека будущего, роботов. Ланг и Харбоу были женаты с 1922 по 1933 год, за это время они успели создать несколько совместных киноработ. Они разойдутся из-за неприятия фашизма Лангом и его эмиграции и противоположной реакции на новую власть Харбоу. Значительная часть работников киностудии UFA, выпустившей «Метрополис», осталась в Германии после прихода к власти НСДАП и принимала участие в съемках пропагандистских фильмов.

Важнейшим способом выразительности в «Метрополисе» стали архитектурные декорации. Созданием пространств, освещением, разработкой конструктивных решений по изображению катастроф занимался Отто Хунте, Эрих Кеттельхут и Карл Фолльбрехт делали футуристические модели зданий и костюмы, скульптор Вальтер Шульце-Миттендор создавал уникальный костюм женщины-робота. В таком составе киноархитекторы работали не в первый раз, за плечами уже были масштабные и необычные декорации к «Нибелунгам», «Индийской гробнице» и «Блуждающему образу» Ланга, «Хозяйке мира» Джо Мэя, где стояла схожая задача совместить в актёров и миниатюры, которые в кадре должны были стать гигантскими зданиями. Применялись и новые способы комбинированной и покадровой съёмки – метод Шюфтана. Спецэффекты создавались с помощью съёмки на одну и ту же плёнку, использования зеркал, покадровой дорисовки.

Несмотря на гиперинфляцию студии UFA удавалось выпускать дорогие фильмы. Ланг в позднем интервью объяснял это обесцениванием заказанных декораций и костюмов во время их производства, в том же интервью Ланг будет опровергать слухи о большом количестве массовки. Но при этом студия UFA была тогда рогом киноизобилия:

Мы на киностудии УФА в Нойбабельсберге. Здесь на площади 350 гектаров размещается вселенная из папье-маше. Все гарантированно ненатуральное, все в точности как натура.
Зигфрид Кракауэр «Коленкоровый мир»

Материальной и зрелищной стороне уделялось много внимания, детально показывались декорации. Как архитектура начала играть самостоятельную роль в фильме?

Метрополис для своих

Верхняя часть города специализируется на деловой сфере и развлечениях. Повествование разбавляется съёмками моделей небоскрёбов, эстакад, самолётов и вертолётов. В макетах наземного города отразились представления о городах будущего: устремлённые вверх огромные здания, сквозь которые порой проходят дороги. Нагромождение небоскрёбов не оставляет места для неба, эта зеркальная ситуация с городом рабочих, ни здесь, ни там жители и зрители не могут увидеть простор – всё пространство подчинено человеку. Декорации постулируют полную победу над природой в будущем. В фильме нигде, кроме «резервации» для деревьев, Клуба Сыновей, нет зелени или свободного места.

Кадр из фильма «Метрополис» (1927, реж. Ланг)
Кадр из фильма «Метрополис» (1927, реж. Ланг)

Распространённый тип отдыха представляют ночные клубы, репрезентирующие не будущее, а настоящее Берлина 1920-х годов. Изобилие ночной жизни подчёркивается падающими с неба рекламными листовками и усиливается цитатой Оскара Уайльда: «Единственный способ избавиться от искушения – поддаться ему». В фильме присутствует критика современного общества, чрезмерно зациклившегося на развлечениях, например, с помощью крупных кадров иступлённых лиц в клубе, где танцевала главная героиня. («Метрополис, 1:31:36 и другие кадры). Интересно, что верхний город решён визуально просто, в нём нет большого количества рекламы – вывески и афиши в конструктивистском стиле.

Кадр из фильма «Метрополис» (1927, реж. Ланг)
Кадр из фильма «Метрополис» (1927, реж. Ланг)

Техника бог нижнего города

Подземный город рабочих делится на жилые кварталы и машинные залы, соединённые с помощью лифтов. Этот город для слаженного функционирования требует порядка и синхронности, как в верхнем необходимы колонны автомашин, так здесь – колонны людей. Особая организация пространства сочетается с иным ходом времени – специальные часы, устроенные как таймер на 10 рабочих часов, располагаются рядом с обычными.

Машинный зал продолжает строгую структуризацию людей в пространстве – в нормальном режиме рабочие двигаются ритмично, каждый в своей нише, напоминая танец. Из строя машины выходят из-за невыполнения определённого цикла действий, недосмотра, при этом машины не ломаются, а взрываются, влекут за собой смерть и катастрофы. То есть в фильме техника реализует не пассивную роль, а «наказывает» тех, кто недосмотрел. Здесь фильм недвусмысленно осуждает сложившиеся отношения между рабочим и техникой, рабочим и работодателем.

Из-за непонимания принципов действия машин, их закрытости для осознания, необходимости специальных знаний техника мифологизируется, непонимание восполняется магическими смыслами. Поэтому декорации машинного цеха так легко превращаются в иллюстрацию библейского чудовища Молоха и обратно.

Кадр из фильма «Метрополис» (1927, реж. Ланг)
Кадр из фильма «Метрополис» (1927, реж. Ланг)

В подземном городе жилые дома – функция от машинных залов, они необходимы только для первичных потребностей рабочих, чтобы они выживали, а цеха не теряли рабочую силу. Жильё решено в виде многоэтажных бараков, установленные прожектора подчёркивают наслаивание одних коробок домов на другие, создаётся эффект сот и бесконечного продолжения вверх и в стороны.

Кадр из фильма «Метрополис» (1927, реж. Ланг)
Кадр из фильма «Метрополис» (1927, реж. Ланг)

Двери без ручек

Из привычных иерархических отношений выпадает две локации: дом изобретателя Ротванга и катакомбы, которые подчиняются магическим правилам. Дом и катакомбы связаны не только семантически (стариной, страхом), но и физически, ведь из дома Ротванга есть прямой путь в катакомбы. Это безразмерные локации, растягивающиеся в пространстве, например, дом Ротванга не выглядит впечатляющим, там всего одна дверь, но внутри камера показывает нам большие залы, кабинеты, лаборатории («Метрополис», 36:05). Магическая среда наиболее влиятельная в фильме, она запирает главных героев. Они бьются в одни и те же двери без ручек, но открываются двери только по воле Ротванга. Магии в фильме присуще не простое доминирование, а хитрые обманы, издевательства.

Кадр из фильма «Метрополис» (1927, реж. Ланг)
Кадр из фильма «Метрополис» (1927, реж. Ланг)

Среда в фильме отражает структуру культуры: её рациональное и иррациональное начала и их непрекращающиеся и безнадёжные столкновения.

А Вам интересны шедевры раннего кинематографа? Делитесь в комментариях любимым немым фильмом!