104 подписчика

Бизнес-модели, изменившие рынок

Истории успеха известных компаний часто начинаются не с продукта, а с прорывной бизнес-идеи: банки без физических отделений, стриминговые сервисы без кинотеатров или коллекция уникальных кружек как главный символ и движущая сила бренда.

В этой статье мы рассмотрим три популярных бизнес-модели, которые перевернули представления о бизнесе.

Истории успеха известных компаний часто начинаются не с продукта, а с прорывной бизнес-идеи: банки без физических отделений, стриминговые сервисы без кинотеатров или коллекция уникальных кружек как...

Freemium («Начни пользоваться бесплатно»)

Основа этой модели — бесплатный базовый продукт, который втягивает человека в воронку компании. Цель — склонить клиента к покупке расширенной версии (премиум), которая является основным источником дохода компании.

Таким образом, бесплатный продукт действует на охват, привлекая как можно больше клиентов. Ключевой показатель этой бизнес-модели — конверсия перехода от использования бесплатной версии к покупке премиума.

Эту бизнес-модель применяют множество компаний, усовершенствов ее до премиум-подписок. Из последних известных случаев — Telegram Premium с расширенным функционалом для пользователей мессенджер.

Lock-In («Бритва и лезвие»)

Модель также завязана на покупке базового продукта бренда, который стоит дешево или отдается бесплатно. Так компания входит в доверие покупателя.

Основной доход компания зарабатывает с продажи сопутствующих товаров, без которых использовать основной продукт нельзя. Но они стоят гораздо дороже базового.

Самый известный кейс — компания Gillette. Если вы купили станок этой фирмы, то вынуждены покупать и лезвия бренда. Переход к конкуренту сложнее и дороже.

«Айкидо»

В основе этой бизнес модели лежит принцип японского боевого искусства айкидо: слияние с противником и перенаправление агрессии и энергии соперника против него. Для компаний это означает необходимость принимать решения, противоположные действиям конкурентов.

Например, компания The Body Shop с начала основания делает ставку на натуральные компоненты косметических средств, перерабатываемую упаковку и запрет тестирования на животных. При этом не выделяет большие суммы на маркетинг. Что, конечно, прямо противоположно стратегиям крупных косметических брендов.

Другой яркий пример — Cirque du Soleil («Цирк дю Солей»), который отказался от номеров с животными и делает ставку на разноплановые выступления, в которых совмещает театр, оперу, балет и стрит-перфоманс.

Именно эта бизнес-модель легла в основу книги «Стратегия голубого океана».

Узнайте больше про возможности для бизнеса в телеграм-канале команды Paygine. Подписывайтесь!