Есть захожане — они, как следует из имени, заходят в храм, но в что в нем происходит, не понимают. Есть неофиты, которые хотят жить церковной жизнью, но тоже пока знают мало. Есть те, кто прошел оглашение, но богослужение не такая уж простая вещь, чтобы его понять за несколько занятий. Если же говорить начистоту, много и таких христиан, которые давно в Церкви, но Литургию понимают плохо. Не из-за языка даже — наиболее употребимые богослужебные тексты за века сильно русифицировались, сблизившись с актуальной языковой нормой — а из-за того, что в нашем богослужении — вся богословская соль нашего спасения. И чтобы ее ощутить, нужно потрудиться. А трудиться мы, увы, не любим. Отсюда вопрос: если в храме так много людей — мы насчитали четыре больших группы — то чем они могут заниматься во время Литургии? О чем думают, чем себя развлекают? Может быть, лучше и вовсе в храм не ходить?
Я задаю эти вопросы и понимаю, что их постановка предполагает неправильное понимание предмета. Ведь Литургия и ее смысл не является неким набором знаний, некой мысленной суммой, которую человек должен обрести перед тем как осознанно участвовать в богослужении. Нет, в богослужении смысл неотделим от процесса. Чтобы научиться жизни в Церкви, нужно жить в Церкви. Чтобы научить понимать Литургию, нужно участвовать в Литургии (что, конечно, не отменяет необходимости читать книги и ходить на катехизационные занятия). Чтобы спастись, нужно участвовать в своем спасении. Господь уже заполнил водой бассейн, в котором мы должны учиться плавать — и никакой другой возможности у нас нет и не будет. «В богослужении мы слышим чистый и неиспорченный отголосок богословия святоотеческого, древне-церковного, — пишет священномучение Иларион (Троицкий)... — Я радуюсь, как сын Церкви и как богослов, потому что каждую почти минуту в богослужении слышу те самые чистые и высокие понятия об истинах христианской жизни, которые пленили меня в богословии святоотеческом. Прочитайте вы службу на Рождество и Благовещение, — и вы найдете о деле спасения те же мысли, что [высказывали] все [святые отцы] и во всех веках на священном Востоке!» Так что если захожане, неофиты, недоучившиеся и ленящиеся хотят понять Литургию, у них есть для этого… сама Литургия, для которой они должны открыть свои сердца и уши.