Знаете, что меня удивляет? Во время беспрецедентных вызовов, которые брошены нашей стране, очень часто встречаю мнения и в интернете, и в реальной жизни о том, что 90-е не такие уж лихие, как бы нас ни пытались убедить в обратном два последних десятилетия.
Да, было трудно. Простые работяги устраивались на несколько работ, чтобы выжить. Да, было бедно. Денег хватало только на еду и изредка на подарки детям по большим праздникам. Да, было опасно. Произвол преступности в те времена был совершенно безнаказанным.
Почему сегодня многие считают, что в те времена мы жили с надеждой на лучшее, и оттого вспоминают конец 90-х - начало двухтысячных чуть ли не с теплотой?
Я убежден, что такой эффект появился в результате необратимой потери редкого богатства, которое осталось у нас после распада СССР. Речь идёт о свободе. Свободе самовыражения, свободе творить, свободе любить. Не наша вина, что с обрушившимся на нас сокровищем свободы мы распорядились, прямо скажем, нерационально. Но наша беда, что под ложным предлогом заботы о народе возник узурпатор, который в 2022 году уничтожил все наши планы и робкую надежду на светлое будущее. Как и обещал выше, объясню это на простом примере.
Вспоминайте лето 2000-го года, август. Буквально на наших глазах благодаря стараниям тогда еще свободных журналистов федеральных каналов разворачивается драма: на протяжении нескольких дней идет операция по спасению экипажа затонувшей подлодки "Курск". Не вижу смысла пересказывать те события, но напомню важнейший эпизод: визит Путина в посёлок Видяево, к родным моряков. Посмотрите на его испуганное лицо.
Напомнить себе о том, как проходила та встреча, можно здесь. Я лишь подчеркну, что в то время режим только получал сигналы того, чем оборачивается для него свобода слова. Вот и тогда, в августе 2000-го года, президент без задней мысли был поставлен отвечать перед теми, кто верил ему, верил в возрождение России. Но страна своих сыновей предала. А ответчик, испытав жуткий стресс от общения с простым народом, улетел в Москву, поджав хвост.
Посмотрите на лица матерей и жён в зале, чьи сыновья и дети остались лежать на дне Баренцева моря. Вот так выглядит боль и отчаянье.
Перенесёмся в наши дни. Встреча президента с матерями погибших и пострадавших во время спецuальной воeннoй оnерации.
Вот кадр с той встречи, которая состоялась в конце этого ноября.
Перед нами лицо уже совершенно другого человека. Надменного, без малейших признаков эмпатии. Встречу с родными ребят он проводит не на территории боевых действий и даже не на приграничных территориях, а в Кремле. А женщины, которых администрация президента попыталась выдать нам за матерей погибших, получается, ничтоже сумняшеся отправились к президенту на чай с печеньями. Ну и от друзей и родственников передать пламенный привет и поддержку. Охотно "верим".
Представьте, что такую встречу вам бы показали с родными моряков "Курска". Наверное, представить сложно. Потому что качественный узурпатор не лишает жuзни жертву мгновенно. Он удушает её постепенно, чтобы она не почувствовала неладное. Как и мы все эти 20 лет, пока нас планомерно и под всеобщее одобрение лишали главного - свободы.
Вернуть её назад будет очень нелегко. А каким будущее видится вам? Быть может, я нарисовал слишком пессимистичную картину своим примером?
Подпишитесь на мой канал Медиаполиция — я пишу о медиа, личностях и времени. Также читайте:
— Куда делись участники «Убойной лиги» — шоу, которое было смешнее Comedy и КВН
— Судьбы спонсоров «Что? Где? Когда?» из 90-х
— Чемпионы по перебоуванию. 4 российских тележурналиста, предавшие самих себя