272 подписчика

Голова с трёхлапой жабой: прообраз заставки телекомпании ВИД

167 прочитали
Один из самых узнаваемых экспонатов китайской коллекции нашего музея – керамическая голова с трёхлапой жабой.  Скульптура создана в Китае и относится к периоду Хань (306 г. до н.э. – 320 г. н.э.

Один из самых узнаваемых экспонатов китайской коллекции нашего музея – керамическая голова с трёхлапой жабой.

Голова с трёхлапой жабой. Китай, период Хань (306 г. до н.э. – 320 г. н.э.). Керамика, тонировка. Из собрания Музея Востока
Голова с трёхлапой жабой. Китай, период Хань (306 г. до н.э. – 320 г. н.э.). Керамика, тонировка. Из собрания Музея Востока

Скульптура создана в Китае и относится к периоду Хань (306 г. до н.э. – 320 г. н.э.), а особую известность экспонат получил благодаря телевизионной компании «ВИД», которая использовала изображение в качестве логотипа. Рассказываем всё, что нам известно об этом экспонате!

Логотипы телекомпании "ВИД"
Логотипы телекомпании "ВИД"

Керамическая голова с сохранившимися на ней следами синей и розовой краски довольно таинственна. Вероятно, это одно из ранних воплощений даосского святого Хоу-сяня, в облике которого отразились воззрения позднего даосизма с элементами мистики. Среди характерных черт скульптуры – удлинённые уши, загадочная улыбка и трёхлапая жаба, восседающая на голове святого. Трёхлапая Лунная жаба была спутником Хоу-сяня; считалось, она способна творить чудеса.

В период Средневековья Хоу-сянь трансформировался в образ Люхара – юродивого с трёхлапой жабой, которая стала ассоциироваться уже с пожеланием богатства.

Легенда о происхождении экспоната известна со слов коллекционера Дмитрия Михайловича Мельникова, подарившего в 1948 – начале 1949 гг. Музею Востока уникальную коллекцию китайского искусства. Ещё во время приобретении экспоната Мельников получил сведения, что скульптура была найдена в погребении обезглавленного полководца периода Хань. По китайскому поверью, обезглавливание было тяжелейшим видом наказания, так как после смерти душа могла «долго искать голову» и не находить упокоения. Поэтому усопшему могли «заменить» голову любой другой, например, керамической. Это связано, вероятно, с обрядом, восходящим к периоду Яншао (примерно III тыс. до н.э.): захоронением костей в оссуариях, имеющих форму необычных голов – абсолютно гладких и круглых, с нарисованными или гравированными чертами лица.

Что же касается нашей скульптуры, посмотреть на неё вы можете в зале Искусства Китая постоянной экспозиции Музея Востока (г. Москва, Никитский бульвар, 12а).