«День триффидов»: постапокалипсис 70-летней выдержки даст фору многим нынешним

180 прочитали

Постапокалипсис - один из моих любимых жанров в кино и литературе. С позиции нынешнего возраста мне кажется, что так было всегда. Почему-то выживание в условиях конца света и выстраивание жизни на руинах прежнего мира меня интересовало с детских лет. Тем не менее, симпатии никогда не приходят сами собой, и если задуматься, можно вычленить книгу или фильм, с которого все началось. Для меня отправной точкой в путешествии по постапокалиптичным мирам стало произведение Туве Янссон «Муми-тролль и комета» Джона Уиндема «День триффидов».

Обложка моей книги. Точнее, изначально не моей, а папиной, конечно.
Обложка моей книги. Точнее, изначально не моей, а папиной, конечно.

«День триффидов» - первый постап, с которым я познакомилась, ещё в детстве. Точнее, примерно в десятилетнем возрасте меня с этим романом познакомил папа - читал мне его вслух, когда я болела каким-то сезонным ОРВИ. Потом я неоднократно перечитывала книгу самостоятельно по настроению в разные годы моей жизни. Последний раз на сегодняшний день это было в 33-летнем возрасте, в 2021 году.

Ну, что я могу сказать? Не зря этот роман считается классическим и во многом определил законы своего жанра. Но не буду забегать вперед. Для начала - несколько слов, о чем там, собственно, речь.

Альтернативная реальность, мир, очень похожий на наш в 20м веке, но только с триффидами - странными движущимися растениями, оснащенными жалом вполне себе боевого применения. Появились эти ребята то ли из космоса, то ли вследствие экмпериментов по генной инженерии, и распространились повсеместно то ли намеренно, то ли вследствие случайности. Люди, конечно, существа находчивые, и быстро превратили триффидов в свой хлеб, то есть масло. Огромные плантации по выращиванию триффидов, колоссальный штат сотрудников, которые ими занимаются, от непосредственного ухода и изучения с научной точки зрения, до дистрибуции и т.д - в общем, можете себе представить. Триффиды стали неотъемлемой частью жизни, одно время были модными настолько, что каждый хотел держать трехногого плотоядного уродца в своем саду, и все бы ничего, да только вот однажды грянул апокалипсис, и все ослепли. И началось.

Классические постапокалипстические будни.
Классические постапокалипстические будни.

Общество, в котором слепы все, кроме некоторых чудом пропустивших конец света, например, потому что лежали в похмелье, как несложно догадаться, и так наполнено изрядным количеством проблем, самая простая из которых - где и как поесть. А тут еще ситуация усугубляется тем, что в этом мраке, где внезапно ослепшие люди не способны ориентироваться, притаились плотоядные растения. Апокалипсис меняет все местами: теперь не триффиды топливо/пропитание людям, а прямо-таки наоборот. Цинично, безжалостно, бескомпромиссно. У слепой жертвы шансов ноль, а триффидов много, они прекрасно ориентируются без зрения и вдобавок никуда не торопятся. Ах да, откуда это их стало так много? Ну как. Люди вышли из строя, с ними электричество, и монстров на плантациях - которых ой как много! - ничто не сдерживает, они отправились гулять, медленно, но верно присоединяясь к тем своим сородичам, которых держали особо продвинутые садоводы в окрестностях больших городов (и даже в самих городах).

Цитата из книги. Вот такая вот мрачная ирония над мнением, что человеку подвластна природа. Точно ли? А если проверить?
Цитата из книги. Вот такая вот мрачная ирония над мнением, что человеку подвластна природа. Точно ли? А если проверить?

Атмосфера мощнейшая. Читателя без долгих проволочек сразу кидают в реальность произведения, и ему там страшно, непонятно, тревожно и интересно - все как положено. Повествование ведется от лица Билла Мэйсена - биохимика, специалиста по триффидам. Он оказался в числе зрячих, потому что провел апокалипсис в больнице с повязкой на глазах - был ужален триффидом на ферме. Яд молодого экземпляра оказался сильным, пробился даже сквозь защитную маску, и главный герой временно ослеп. А потом обнаружил себя единственным, как ему казалось, зрячим в мире слепых.

Точных объяснений, как именно наступил апокалипсис и почему, нет, только теории, догадки, мысли - и это более чем логично. Откуда главному герою знать наверняка? Ещё и с повязкой на глазах?

Максимум, можно теоретически можно порассуждать - примерно как далекие от медицины люди о коронавирусах. Звездопад, вспышка на солнце или не на солнце, комета - да какая, в принципе, разница? Конец света наступил, и в нем надо как-то выжить, а причины и версии едва ли имеют значение.

Зато Билл Мейсен, в отличие от многих сбитых с толку и деморализованных людей, почти сразу же покрывается холодным потом при мысли о триффидах. Пока остальные просто бухают, грабят магазины или умирают под ногами обезумевшей от страха слепой толпы хаотично шатающихся людей, ученый-биолог прекрасно понимает: худшее впереди. Но при этом в самые первые дни после катастрофы кажется, что из двух зол - слепые, напуганные и агрессивные люди и плотояные растения, которые умеют общаться между собой звуковыми сигналами и любят человечинку в несколько разложившемся виде - худшее, все-таки, люди. Герою это только кажется... или нет? Поразмышлять об этом предоставляется читателю - с первых и до последних страниц романа.

Оригинальная обложка романа, когда он впервые вышел. Фото из Википедии.
Оригинальная обложка романа, когда он впервые вышел. Фото из Википедии.

Может возникнуть шальная мысль, мол, в 21 веке плотоядные растения, умеющие ходить, в качестве главного врага человечества, смотрятся своеобразно. Но ее стоит сразу же отбросить: ничего наивного в романе Уиндема нет, это мрачный, реалистичный и очень настоящий, осязаемый постапокалипсис, который сразу же "примеривается" читателем на себя. А враг-триффид выглядит уж всяко не наивнее, чем бесконечные зомби - и во всяком случае, оригинальнее.

В постапах самое интересное - люди, а не сами причины и форматы конца света. Апокалипсис - максимально экстремальные обстоятельства, обнажающие человеческую природу во всех ее проявлениях, как героических, так и ужасных. Именно о том, как поведут себя в этом люди, каковы будут их поступки, к чему они придут, нам и интересно читать, в первую очередь. Люди в «Дне триффидов» показаны абсолютно настоящими. Этот роман не прилизан, не испорчен никакой повесткой, не заигрывает ни с какой толерантностью, в нем есть констатация человеческих слабостей - без желания воспеть или обличить. Есть реализм и жестокость постапокалиптического общества - но без чернухи, желания сгустить краски, без манипуляции читательскими эмоциями, как это принято сейчас делать. Современные произведения, будь то кино или книги, постоянно выжимают из нас слезу, заставляют съеживаться от страха, испытывать тошноту от отвращения... Иногда есть чувство, что авторы забывают о самом главном: для того, чтобы верить, сопереживать и испугаться, нужна реалистичность, а в реалистичности преобладают полутона, нежели подчеркнутые, гипертрофированные контрасты.

Атмосфера, сюжет, отличная проработка всех, даже второстепенных персонажей, абсолютно логичные поступки, действия и реакции людей - все это есть в «Дне триффидов». Этому веришь, это проживаешь, как будто ты сам герой этого романа. Причём отдельно по мере чтения отмечается отсутствие столь популярного нынче пафоса, неуместных идеологических речей и воды ради объема. Это, кстати, еще один парадокс времени: романы прошлых лет по нынешним стандартам объемов тянут едва ли на повести, сейчас чем больше авторских листов - тем лучше, но в погоне за объемами мы явно теряем в качестве и приобретаем в жвачке. Именно поэтому перечитать старый роман сейчас зачастую гораздо приятнее, чем что-то из недавно вышедшего. Все четко, по делу, без словоблудия, "усилителей вкуса" и провалов в динамике ради бесконечного разжевывания мыслительного процесса того или иного персонажа.

Еще одна обложка книги. Ozon.ru. Действие романа начинается в Лондоне, потом перемещается в другую часть Британии.
Еще одна обложка книги. Ozon.ru. Действие романа начинается в Лондоне, потом перемещается в другую часть Британии.

Некоторые факты о романе Джона Уиндема «День триффидов», которые полезно знать:

Впервые издан в 1951 году
Русскоязычному читателю стал известен благодаря переводу Аркадия Стругацкого
Роман экранизирован трижды: в 1962, в 1981 (сериал) и в 2009 (двухсерийный фильм) годах
Есть роман «Ночь триффидов», написанный Саймоном Кларком в 2001 году. Главный герой - сын Билла Мэйсена Дэвид. Критики отмечали удачное следование манере письма Уиндема, но в целом роман высоко не оценили.

Хочу сказать несколько слов об экранизациях. Фильм 2009 года неимоверно скучный и совершенно лишен атмосферы - увы, попытка перенести действие вокруг плотоядных растений в наши дни, когда существовал интернет, компьютеры и тд, оказалась неудачной, несмотря на участие хороших актеров. Самый пугающий фильм по «Дню триффидов», как ни удивительно, самый первый, 1962 года. Да, эффекты там выглядят можете себе представить, как, но атмосфера присутствует.

Мне лично хочется, чтобы киношники через некоторое время вернулись к роману Уиндема, и я считаю, можно было бы сделать классный сериал, но с одним условием: идти строго по написанному. Не переносить действие в будущее, остаться в описанном времени, достоверно проработать все его детали (музыку, архитектуру, транспорт, одежду, продукты в магазинах и тд) и не дорабатывать персонажей повесткой. Если так сделать невозможно, то лучше оставить «День триффидов» в покое.

Все попытки перенести на экран этого "красавчика" пока потерпели неудачу. То нелепо, то нестрашно. А когда читаешь книгу, страшно. Триффиды в романе действительно страшные и должны такими быть в экранизациях. Иначе нет никакого смысла.
Все попытки перенести на экран этого "красавчика" пока потерпели неудачу. То нелепо, то нестрашно. А когда читаешь книгу, страшно. Триффиды в романе действительно страшные и должны такими быть в экранизациях. Иначе нет никакого смысла.

Как несложно догадаться, роман Джона Уиндема «День триффидов» входит в число моих самых любимых произведений жанра фантастика, и я рекомендую его к прочтению всем сопричастным. Кто такие эти "сопричастные", отлично описала составитель сборника, в котором я впервые прочитала «День триффидов», Э.Б. Кубланова:

Отношение литературной критики у нас к фантастике было скорее снисходительное: "детское" чтение, познавательное, нужное, но - не "настоящая" литература. Но если детям, увлеченным фантастикой, учителя и родители еще могли простить их привязанность, то взрослые, сохранившие свою любовь к ней на всю жизнь, слыли настоящими чудаками. Эти взрослые существовали в каком-то особом мире: они обменивались случайно приобретенными книгами, перепечатывали журнальные публикации, переплетали в сборники то, что собиралось в доме за год из журнальных и газетных публикаций, бегали по книжным магазинам в погоне за новинками, посещали "черный" рынок, отдавая все деньги за книги любимых писателей... (с)

Одним из таких "чудаков" был мой папа, и некоторые книги моей домашней библиотеки до сих пор представляют собой превращенные им в "сборники" части произведений из газет и журналов. Таким же "чудаком", любящим фантастику, выросла я, и если вы - тоже "чудаки", но по каким-то причинам пропустили «День триффидов» - исправляйтесь. Вам понравится. Мало того, что здорово написано, так еще и переведено отлично, за что искреннее спасибо Аркадию Стругацкому.

Ну а если вы боитесь ретро... Мир любого произведения, особенно жанрового, фантастического - это собственная вселенная, в ней свои законы и правила. Мы же без проблем принимаем, что у Толкина живут бессмертные эльфы, а в Британии Гарри Поттера целые кварталы заполнены людьми в мантиях и с волшебными палочками наперевес, которых никто не видит. Так почему бы в мире Уиндема не существовать плотоядным растениям, полученным лабораторно путём генетических экспериментов? Их изобрели, а мобильную связь и безналичную форму оплаты ещё не успели. Всякое в жизни бывает. Особенно в жизни художественных произведений :)

Приятного чтения!

Задник книги - Ozon.ru
Задник книги - Ozon.ru

Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет очень рад лайкам, комментариям и подписке на канал 😊