Зеркалка или беззеркалка: какой фотоаппарат выбрать в 2024-м

8,9K прочитали

Фотографы не устают повторять, что лучшая камера — это глаза и голова. И это верно, ведь самое главное — навыки и опыт фотографа. Но, конечно же стоить следить за новинками и быть в курсе того, что происходит на рынке фотоаппаратуры. Эти знания пригодятся, когда вы перерастёте свою камеру и задумаетесь о покупке новой — а это, скорее всего, случится раньше, чем вы думаете.

Камера — это инструмент, и он должен не мешать.

Современные камеры - практически все, создают фотографии отличного качества. У любых моделей среднего и верхнего сегмента, вне зависимости от бренда будут плюс-минус похожие показатели — рабочее ISO, автофокус, динамический диапазон, стабилизация, видео 4К.

беззеркальный Panasonic micro 4/3 и зеркальный Nikon full frame
беззеркальный Panasonic micro 4/3 и зеркальный Nikon full frame

Но универсальной камеры или объектива, не существует. Поэтому первым делом нужно понять — какой вид съемок конкретно у вас? Зачем вам фотоаппарат, что вы на него снимаете? Выпишите основное в блокнотик. Мы ещё к этому вернёмся. А теперь начнем разбираться, в чём отличия зеркальных DSLR камер от беззеркалок или так называемых системных камер.

Подъёмное зеркало, вес и звук

В зеркальных камерах изображение, которое попадает в объектив, отражается от зеркала. Зеркало отражает картинку через пентапризму на видоискатель. Когда фотограф нажимает на кнопку, чтобы что-то сфотографировать, происходит подъем зеркала и открытие затвора. Происходит процесс экспонирования — матрица или плёнка принимает на себя такое количество света, которое позволяют настройки выдержки и диафрагмы. После этого затвор закрывается и зеркало опускается.

схема цифрового зеркального фотоаппарата DSLR
схема цифрового зеркального фотоаппарата DSLR

Зеркало физически не может подниматься и опускаться бесшумно. Этот звук стал настолько прочно ассоциироваться с фотографией и спуском затвора, что когда в телефонах появились камеры, для них воссоздали этот щелчок программно.

Зеркальный фотоаппарат с телевиком — самым крупным из всех объективов — может оказаться неподъёмной конструкцией.

sigma 1000мм, автор фото неизвестен.
sigma 1000мм, автор фото неизвестен.

Электронный видоискатель беззеркальных фотоаппаратов принимает изображение из объектива напрямую, без использования зеркала. Это приводит к двум основным отличиям:

– беззеркалки легче по весу. Так, зеркальный Canon EOS 5D Mark IV без объектива весит примерно 800 г, а Canon EOS R6 - 598 г. Это влияет и на размеры самой камеры. Когда беззеркалки только начали экспансию на рынок, профессионалы на них не особо снимали — просто потому, что некоторые клиенты, в выборе фотографа ориентировались, в том числе и на «солидность» техники;

– электронный затвор, с ним уже можно снимать бесшумно. Это пригодится в том случае, когда звук затвора мешает: камерные съемки, реклама, ну и когда нужно не привлекать лишнее внимание. Например, таким затвором может похвастаться Fujifilm X-T30 II.

Аккумуляторы: количество фотографий на одном заряде

Зеркальные камеры обладают значительно более емкими аккумуляторами. У хита десятилетней давности Nikon D700 ресурс был до 1200 кадров на одном заряде аккумулятора. А вот любительские зеркальные камеры не могут похвастаться такими возможностями и приближаются по этому показателю к беззеркалкам. Так, Canon EOS 2000D сделает на одном заряде аккумулятора около 500 кадров.

А что беззеркалки? Камера Nikon Z6 снимает на одном заряде до 400 кадров с видоискателем и до 450 — с монитором. Canon EOS R6 — до 510. Sony Alpha A7S III удивляет заявленным ресурсом до 600 фотографий, столько же может сделать компактная Fujifilm X-T4.

компактная камера Fuji XT-4.
компактная камера Fuji XT-4.

Также нужно понимать, что этот параметр сильно меняется в зависимости от условий съемок. Может быть как сильно меньше, так и сильно больше. Данные значения приведены по стандартизированной системе измерения. Маленький ресурс решается дополнительными аккумуляторами и или пауэрбанком.

Байонет и арсенал оптики

Опытные фотографы знают, что вкладываться в первую очередь стоит в объективы, а тушку можно поменять со временем. Набор качественной оптики — вот основные возможности фотографа.

Это верно в том случае, если вы остаетесь на системе одного производителя)). Если вдруг захочется перейти на другую систему — например, сменить Nikon на Sony — то это будет дорого и не удобно. Придётся продавать объективы, вспышки, аккумуляторы и прочее. Это большой стресс и временные затраты. Иногда продать быстрее помогают социальные сети и Авито.

Это касается кардинальной смены бренда. Зеркальные и беззеркальные объективы и тушки (body) одного и того же производителя оснащены разными байонетами (разъем для крепления объектива). Другими словами, объектив от зеркалки Sony A нельзя просто взять и надеть на беззеркальную камеру с креплением E.

разные стекла и байонеты
разные стекла и байонеты

Для решения этой задачи придумали адаптеры-переходники. Объективы для зеркалок Sony на беззеркальных камерах можно использовать через перходник LA-EA4. Для Canon переходник EOS R mount adapter, а на беззеркалки Nikon Z адаптер FTZ. Также есть, как мануальные так и автофокусные адаптеры от других производителей на эти системы. Например viltrox.

переходники Viltrox на все системы
переходники Viltrox на все системы

Конечно можно снимать на объектив и камеру от разных фирм-производителей. Инженеры уже давно сделали различные адаптеры для всех типов систем. Но иногда возникают нюансы — как положительные (изменения угла зрения объектива) так и отрицательные (снижение скорости фокусировки и контрастности объектива). Поэтому если отбросить в сторону вопрос в разнице стоимости, лучше пользоваться родными адаптерами.

Многие любители и эксперты защищают зеркалки, потому что беззеркалки существуют относительно недавно и для них еще маленькая линейка оптики. Хотя, не особо и мало. На Canon, например 35 позиций.

Так же, существуют качественные альтернативы от сторонних брендов Sigma, Tamron. Также не отстают и китайцы, правда пока только мануальные объективы у них достаточно хорошие.

Читайте также:
как снимать на светосильный объектив

Видеосъёмка на фотоаппарат

Зеркалки были невероятно популярными для съёмки видео буквально пару лет назад. На Canon EOS 5D Mark II снимали фильм «Аватар» в 2009-м (можете оценить качество) и серию сериала «dr HOUSE » в 2010-м. Это была первая DSLR, которая умела снимать видео FULL HD в 1080р.

Для фильммейкеров создано множество аксессуаров для беззеркальных систем. Стабилизаторы, внешние мониторы и прочее. Беззеркалки также часто используюся в видео продакшенах - это и Сони и Панасоник и Фуджи.

Какие камеры используют известные фотографы

Технические характеристики — это, конечно, хорошо, но интересно, что там получается на практике. Сейчас можно посмотреть любого фотографа и соц. сетях - как и что он снимает.

Марио Тестино создавал провокационные, стильные и незабываемые фэшн-фотографии / Фото: Игорь Лебединский

выставка Марио Тестино. Музей Эрарта.
выставка Марио Тестино. Музей Эрарта.
Я с Марио Тестино, на фоне Марио Тестино
Я с Марио Тестино, на фоне Марио Тестино

Так, один из ассистентов фэшн-фотографа Марио Тестино рассказывал, что на их совместной съёмке Марио использовал зеркальный Canon 5D. Но в целом выбор камеры у таких мировых фотографов не стоит. Можно снять круто на что угодно. На площадке работает большая команда - ассистенты по свету, визажисты, стилисты, и потом команда ретушёров в придачу.

Русский фотограф агентства Magnum Георгий Пинхасов часто снимает фото и видео на iPhone 14. Также он использует беззеркалки Fujifilm. При этом просто снимает в программном режиме (P). Это иллюстрирует разный подход к фотографии у разных авторов.

Сергей Максимишин - репортажный фотограф, двукратный победитель World Press Photo, — амбассадор Nikon. Снимает на зеркальный Nikon D850 и к нему стандартный, для профессионала, набор объективов: зумы Nikkor 14-24мм, nikkor 24-70mm, телевик 70-200mm f/4, фикс nikkor 50mm f/1.4 для портретов.

Фото/ Игорь Лебединский

объектив Nikkor 50мм F1.4
объектив Nikkor 50мм F1.4

Читайте также:
Съёмка на две камеры: как, зачем и когда это нужно

Итоги

В начале статьи мы просили вас выписать в блокнот, что снимаете. Пора к этому вернуться.

Что важно при выборе техники, исходя из целей? Это могут быть высокое рабочее ISO, габариты, наличие объективов, возможности 4к съёмки видео. А может быть, всё упирается в бюджет? Тогда стоит присмотрется к б/у рынку, там много достойных вариантов.

Зеркалки — это система, которая существует давно. Это качество, проверенное временем.

Беззеркалки — это новые решения и современные технологии. А технологии, конечно, дают новые возможности. Например автофокус по глазам и съемку видео в ProRes.

При равных технических показателях зеркальная камера будет дешевле. Но беззеркалки — это система, на которую делают ставки все именитые бренды. Так, первой от развития зеркального направления отказалась Sony, за ней следом последовал Canon. В камеры добавляют новый процессор, который ведет вычисления с использованием искусственного интеллекта. Уже в ближайшем будущем всяких полезных фишек станет ещё больше.

Фото Игорь Лебедлинский
Фото Игорь Лебедлинский

Так что для новичка важнее понимать что и как снимать. Любая современная камера позволяет делать это в полной мере. Остается выбрать подходящий объектив.

И вперед! К красивым кадрам!

Если остались вопросы - пишите комментарии, отвечу на все).

@igorlebedinsky

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.

#igorlebedinsky #фотографспб #обучениефотографии #sony #canon #nikon #fuji