2 подписчика

Как справиться с эмоциями ребенка

Агрессия, крики, драки, истерики с валянием на полу – часто родители сталкиваются с таким проявлением эмоций у ребенка и не знают, как реагировать на это поведение, как помочь, что предпринять и,...

Агрессия, крики, драки, истерики с валянием на полу – часто родители сталкиваются с таким проявлением эмоций у ребенка и не знают, как реагировать на это поведение, как помочь, что предпринять и, главное, как предотвратить.

Начнем с того, что эмоциональная сфера невероятно важна для полноценной жизни человека.

Очень часто мы обращаем внимание на интеллект: учим читать, писать, считать, пуская на самотек эмоции. А ведь планомерное и соответствующее возрасту эмоциональное развитие – это успешная социализация, комфортное психологическое состояние ребенка, здоровье и гармония в семье.

Как утверждают специалисты, слишком развитый интеллект при отставании эмоциональной сферы приводит к возникновению страхов, агрессии, и нетипичного поведения.

Что можно и нужно делать родителям, чтобы избежать такого перекоса в развитии?

Тренировать эмоциональную сферу с самого рождения.

Наша задача – заложить понимание и контроль базовых эмоций, чтобы в дальнейшем ребенок не испытывал трудностей с их проявлениями и смог успешно овладеть другими, более сложными, чувствами, такими как, например, любовь и сопереживание.

Итак, с самого рождения ребенка – мама и окружающие взрослые являются образцом для ребенка. В этот период важно не ограничиваться бытовым обслуживанием малыша – покормить, покупать и уложить спать, нужно наладить эмоциональный контакт: улыбки, разговоры, активная мимика, песенки-потешки, отклики на поведение малыша. Так ребенок научится понимать и копировать эмоции, чтобы в дальнейшем их применять.

В более старшем возрасте, вплоть до самой школы и дальше, мы знакомим ребенка с базовыми эмоциями: злость, страх, испуг, радость, удивление.

Для этого очень важно проговаривать то, что чувствуете вы и то, что, возможно, чувствует ребенок. Например, произошла неприятная ситуация и вы очень злитесь. Объясните ребенку, скажите, я злюсь, потому что и назовите причину.

Если ситуация касается поведения малыша, обязательно уточните, что вы злитесь на поступок, но при этом очень любите своего ребенка.

Важно комментировать свои чувства, не бойтесь сказать, я устала, я очень рада, я испугалась. И приучайте ребенка также называть происходящее у него внутри, чтобы он мог понимать, что с ним творится.

Если ребенок понимает свои чувства, может их озвучить, знает, как они проявляются (улыбка, сжатые кулаки, слезы) – ему будет гораздо легче пережить и прожить сложные моменты, как свои собственные, так и окружающих людей.

На помощь маме в таком случае могут прийти карточки. Выбирайте те, на которых явно выражены проявления чувств: у героев есть глаза, активная мимика, жесты. Просматривая их с ребенком, обращайте внимание на эти моменты. Можно спросить: «Как ты думаешь, что чувствует котик на картинке?», «А как ты понял, что он злится?», «Почему он сжал руки в кулак?».

Хорошо работают терапевтические сказки, где разворачивается история возникновения той или иной эмоции, и также описано, как герой справляется с этим.

Вы можете и сами сочинить подходящую под вашу ситуацию историю или попросить ребенка придумать ее вместе.

Главное, в ситуации с эмоциями стараться не делить их на хорошие и плохие. Дайте понять малышу, что чувствовать – это нормально, злость, такая же важная эмоция, как и радость, и все они помогают нам в жизни.

Конечно, испытывать радость гораздо приятнее, поэтому нужно уметь контролировать и прорабатывать злость.

Что же делать, когда малыш злится и не может справиться с этой ситуацией?

Произошло что-то неприятное и у ребенка началась истерика, он бы уже и сам хотел успокоиться, но эмоции зашкаливают и концерт продолжается.

Вам, как маме, важно понять, где сконцентрирована злость у ребенка: рот (зажатые зубы, мимика), руки (кулаки, махи руками), ноги (ребенок пинается, прыгает). Исходя из этого можно предложить помощь.

Если злость проявляется в сжатых зубах, нам нужно снять напряжение в этой области: прокричать звуки А или О, громко проговорить слоги: ПА, ПЫ, например, хорошо работают дыхательные упражнения: сильный выдох, сдуть ватку, салфетку. Это позволит убрать зажим и легче выйти из этого состояния.

Для выхода злости из области ног и рук помогут физические упражнения: пинать мяч, прыгать на фитболе, махи ногами, прыжки, можно бить подушку, стряхивать руки, опускать руки попеременно в холодную и теплую воду.

Конечно, у вас не сразу получится научить ребенка выпускать злость такими способами, особенно, если малыш не приучен к пониманию этих эмоций. Но постепенно такая работа приведет к положительным результатам, ребенок сам сможет быстрее и легче проживать состояние злости, и такой эмоциональный всплеск не будет негативно отражаться на его здоровье и на окружающих людях.

Важно помнить, что эмоциональный комфорт – это не только состояние счастья и радости во всех моментах жизни, эмоциональный комфорт – это умение понимать, принимать и контролировать свои эмоции.

Подружиться с самим собой – жизненно важный навык для каждого человека.

Автор статьи:

Елена Кислицина, специалист по работе с детьми, психолог