713 подписчиков

О русофобии, художественной самодеятельности и народной культуре

1,2K прочитали
Как-то, соблазнившись на название «Фольклорно-этнографический фестиваль»,  пошел на мероприятие, организованное на центральной площади Хабаровска.

Как-то, соблазнившись на название «Фольклорно-этнографический фестиваль», пошел на мероприятие, организованное на центральной площади Хабаровска.

Начало праздника было знаковым – песня композитора Давида Тухманова «Аист на крыше» в современной и довольно неудачной аранжировке. Обычно с таким саундом звучат песни в дешевых заведениях общепита, где собираются на юбилеи гражданки и их товарищи, представители угрюмого сословия.

Затем последовало произведение авторства некоего Шамана под названием «Я - русский!». У исполнителя были пластика и повадки гопника. Появилось ощущение, что только вчера на вокзале среди промышляющих грабежом подростковых банд провели кастинг, нашли пацана со слухом, кое-как отрепетировали и выпустили на сцену. В этот момент стало стыдно. Русский народ разный, есть и представители угрюмого сословия. Но не все же!!!

И все это под маркой «фольклорно-этнографический фестиваль»!

После поздравительно – воодушевляющей на взгляд организаторов части концерт продолжил номер коллектива художественной самодеятельности из села Тополево Хабаровского района. Самодеятельные артисты, ряженные в стилизованные казачьи костюмы, выступали под плюсовую фонограмму. Как –то и комментировать стыдно.

При этом ведущие не сподобились объявить, каких же казаков пели песню эти любители.

Отмечу, что на Дальнем Востоке нет аутентичных казачьих песен, пожалуй, за исключением «Там вдали в Жаохэ загорались огни», ту что большевики переиначили на свой лад. Не успели сложить песни. Грянул Октябрьский переворот, а как установилась власть, так почти сразу началась советская культурная глобализация. Прости -прощай народная культура! Возможно, что что-то сохранили старообрядцы, живущие в Солнечном районе. Так в Забайкалье казачьи песни сохранили именно старообрядцы. Не будь их, мы бы сегодня были бы лишены этого песенного великолепия.

Сегодня беда. Вместо образчиков народной культуры, вместо усилий по сохранению культурных кодов народов - тиражирование образчиков любительского творчества. И часто, мягко говоря, очень посредственных. Вместо глубинной русской культуры – отряд боевых Катюшек в пластмассовых кокошниках.

Так на одном фестивале народных культур ведущий объявил, что коллектив из одного села исполнит композицию, составленную из русских народных песен. На сцену вышли селянки в сарафанах угрюмо – бордового цвета с парчовыми вкладками не понятно какой губернии и в странных головных уборах. Стоить отметить, что единого народного костюма на Руси не было. Этим бы деятелям выяснить, откуда на Амур приехали их предки и, отдавая им дань уважения, самим сшить костюмы, ну и спеть песни своих бабушек и прабабушек. Однако, это, видимо, не для Иванов, а точнее, для Катюшек, не помнящих родства.

Далее еще было смешнее. Двадцать минут выли женщины в этих страшных костюмах. За двадцать минут не прозвучало ни одной русской народной песни, даже из песенника. Все произведения советских композиторов!

Пели плохо, дыхание было верхнее, не поставленное, звук слабенький. Какая тут русские мощь и ширь! Тут все советско-задавленное!

Нет, конечно, ничего страшного, что собираются люди и разучивают по песеннику песни, а потом их поют перед знакомыми и родственниками. Зачем это только представлять это, как сохранение, например, русской культуры? Легче чиновникам отчитываться?

А может в этом кроется самая обыкновенная русобия? Боязнь и ненависть к истинному, не фальшивому, народному?

Фольклор он не эстрада. Сегодня людям, облученных советской и уже теперь российской эстрадной пошлостью а ля рюсс, сложно переключаться на истинно народные песни.

Только вот, для того, что бы народы сохранялись, как общности, нужно беречь культурные коды. Будут они живы, будет жив и народ.

Не стоит путать народную культуру с профессиональным искусством и тем более художественной самодеятельностью.

#хабаровск