310 подписчиков

В чем преимущества бесконтактной системы зажигания для советского мотоцикла

2,3K прочитали

На всех советских мотоциклах устанавливалось контактное кулачковое зажигание вплоть до 1976 года, когда впервые стали устанавливать бесконтактную электронную систему зажигания (БЭСЗ) на мотоциклы "Восход" и "Минск". На более тяжелые ИЖи, Уралы и Днепры по прежнему продолжали устанавливать кулачковую контактную систему зажигания вплоть до 1990-х годов. В настоящее время кулачковая система зажигания окончательно устарела и от нее отказываются даже владельцы старых советских мотоциклов, устанавливая либо различные комплекты БЭСЗ, либо конструируют свои на основе готовых комплектующих от автомобилей или более современных мотоциклов. Но тем не менее, в интернете не прекращаются споры на тему какое же зажигание для мотоциклов более предпочтительно и почему.

Главное преимущество контактной системы зажигания, как ни странно - это отсутствие электронной системы управления зажиганием. До определенного момента промышленность просто не выпускала достаточно надежных электронных компонентов и механический привод кулачкового зажигания был более надежен. С появлением надежной электроники контактное зажигание стало стремительно сдавать свои позиции из-за большего количества движущихся деталей подверженных износу, загрязнению и требующих более частого и квалифицированного обслуживания и регулировки. БЭСЗ практически не имеет подвижных частей, подверженных трению, а соответственно и механическому износу, при использовании достаточно качественных электронных компонентов она способна работать годами без вмешательства извне.

Есть и еще одно немаловажное преимущество БЭСЗ. Дело в том, что для качественного и полного сгорания топливо-воздушной смеси в камере сгорания двигателя требуется определенное время, не зависящее от оборотов двигателя. Таким образом, угол опережения зажигания (УОЗ) на малых оборотах должен быть меньше для более уверенного запуска двигателя, а на больших оборотах соответственно больше, чтобы вся топливно-воздушная смесь успела сгореть для достижения максимального КПД двигателя. На некоторых советских мотоциклах для изменения угла опережения зажигания в зависимости от оборотов двигателя использовали либо ручную коррекцию УОЗ рычажком на руле с тросиковым приводом, поворачивающем кулачковый механизм прерывания на определенный угол, либо центробежный регулятор УОЗ. Так, центробежный регулятор устанавливался на мотоцикл ИЖ-49 и на мотоциклы Днепр и Урал. Впоследствии, на ижевских мотоциклах центробежный регулятор упразднили и угол опережения зажигания стал постоянным. Владельцы мотоциклов ИЖ-Планета этому упразднению были особенно "рады" - при пуске двигателя из-за слишком раннего зажигания двигатель часто отдавал кикстартером в ногу заводящему, а если же зажигание поставить излишне поздним - двигатель не развивал мощность и повышался расход топлива. К примеру, на ИЖ-49 благодаря центробежному регулятору УОЗ в момент запуска двигателя опережение зажигания снижалось на 1,5 мм до ВМТ.

На спортивных мотоциклах с очень высокими максимальными оборотами для полного сгорания топлива и достижения максимально возможной мощности, более раннее зажигание становилось уже "жизненно" необходимым, но оно усложняло запуск двигателя и работу на малых оборотах. При этом центробежные регуляторы существенно усложняли конструкцию и соответственно снижали общую надежность мотоцикла.

С появлением БЭСЗ с различными системами электронного управления УОЗ, система зажигания мотоциклов избавилась от многих недостатков: упростился холодный запуск двигателя, повысился КПД, соответственно снизился расход топлива и выброс не полностью сгоревших газов, а также позволила двигателю эффективно работать и на очень высоких оборотах.

В настоящее время выпускается множество наборов для переоборудования старых советских мотоциклов на БЭСЗ, например микропроцессорные бесконтактные системы зажигания "СовеК", электронное зажигание "Саруман", система зажигания «Старый Оскол» и микропроцессорное зажигание УКТУС-2, электронное бесконтактное зажигание CDI (DC-CDI). Для корректировки угла опережения зажигания в зависимости от оборотов с некоторыми БЭСЗ применяется дополнительный блок - ФУОЗ (формирователь угла опережения зажигания), в некоторые коммутаторы ФУОЗ встроен изначально. Иногда умельцы устанавливают БЭСЗ собственного изготовления на основе коммутатора от ВАЗ-2108, датчика Холла, катушки зажигания от автомобиля Ока, а также самодельного модулятора магнитного поля, форма которого зависит от количества цилиндров.

И хотя многие владельцы старых советских мотоциклов по старинке все еще предпочитают контактную систему, никаких преимуществ у нее нет, разве что в целях сохранения аутентичности раритетных коллекционных экземпляров. А что думаете по этой теме вы, уважаемые читатели?