В Священном Писании есть слова «Просите, и дано будет вам …» (Мф. 7:7) и «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» (Мф. 9-10). Мы можем понять, чисто логически, что в ряде случаев, Господь не исполняет наших молитвенных просьб, потому, что это было бы вредно для нас. Он знает будущее, а мы нет. Его Разум бесконечно превосходит наш. Примером может служить опоздание или потерянный билет на «Титаник», когда от своевременного прибытия в Америку, возможного лишь на этом лайнере, зависела карьера или важна я сделка. Или разрушенные жизненные планы, когда человек желал заниматься тем, что потом до конца жизни будет ненавидеть
К числу таких неосуществившихся альтернатив относится и сохранение СССР или реставрация в России социалистического строя в 1993 году. В данном случае неважно, сколько людей предчувствовали, сколько молились за это, здесь речь идет о моделях желаемого развития событий. Предположим, что реализовался очень маловероятный вариант – победа ГКЧП в 1991 году. Страна их не поддерживала, но власть захватили не Язов, Пуго и прочий, я не побоюсь этого слова, Янаев, а более решительные люди. Предположим, что у них были бы солдаты и офицеры, готовые стрелять в народ. Стреляли же в Новочеркасске и Темиртау. Не сдали бы армию за то, что порубали в Тбилиси, в апреле 1989 года, демонстрантов саперными лопатками. Не дали бы отделиться союзным республикам, получив несколько вооруженных конфликтов, по типу чеченского, на окраинах. И что мы получили бы? Страна ввозила десятки миллионов тонн зерна ежегодно. Причем, если в 1979-м – 31 млн. тонн, то в 1985-м – импорт превысил 45 млн. т.
Как этого удалось добиться в стране, где при Российской империи хлеб был одним из главных предметов вывоза, где и сегодня объемы его экспорта сопоставимы с объемами импорта в позднесоветское время (в 2021-22 – 38,1 млн. т.)? Очень просто. От трети до половины урожая сгнивала в полях. Прекратилось это, когда стало можно собрать и продать. Сначала частники этим занялись, затем и сами сельхозпроизводители. Цены на нефть поднялись только в нулевых, так что покупать за границей было бы не на что. При Горбачеве и Ельцине продовольствие завозили худо-бедно, так как брали кредиты, которые возрожденному СССР Запад вряд ли бы дал. Китай тогда еще не был тем экономическим колоссом, каким стал теперь. Его жители приезжали сюда в 90-е торговать, а не в турпоездки, как ныне. До пандемии в историческом центре столицы можно было увидеть множество туристических групп из жителей Поднебесной. В результате был бы голод. Совсем не обязательно масштаба 1922 года, с людоедством и трупами на улицах, но 1947-49 гг., с миллионами смертей от хронического недоедания, вполне мог бы повториться. Были бы талоны не только на колбасу и водку, но и на хлеб. И тотальная нищета с нехваткой штанов, обуви, а также долгостроями, и прочими прелестями советской неэффективной экономики. Либо новый Сталин и опять рывок плановой экономики, построенной на костях. У меня самого нет однозначного ответа на вопрос: что лучше национальные гордость или интересы конкретных людей. В разных случаях, думаю, ответ может быть различным. Здесь бы мы даже величия державы не получили – ресурсов бы не хватило влиять на мировую политику с такой экономикой. Надо было хотя бы обеспечить сначала собственную продовольственную безопасность.
Но вопрос в том, многие ли их ностальгирующих по позднему СССР захотели бы прожить ТАКИЕ девяностые? Большинство хотели бы все сразу: и танки в Европе, и космические полеты , и всеобщую занятость с хорошей зарплатой. Но так не бывает, за все надо платить. Поэтому Бог и не всегда дает желаемое.
Но если с неправильными желаниями, исполнение которых потом принесет вред все логически понятно, то есть и другой нюанс. Почему тогда просимое в некоторых молитвах Бог все же исполняет, но потом. В Евангелии есть недвусмысленное указание – притча о неправедном судье: «в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне» (Лк. 18:2-5). И далее Иисусом Христом делается из нее вывод: «И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их» (Лк. 6:7). Да, Бог поможет, но почему же Он медлит? Разве Всевышнему нужны унижения сотворенных Им людей? Но обладай Бог, хоть в какой-то мере садистскими наклонностями, не будь Он совершенен, Добром, помноженным на бесконечность, то уж Он, с Его бесконечными могуществом и фантазией, придумал бы такие изощренные пытки и издевательства, что и думать страшно … Значит это нужно не Богу, а нам, людям.
Но зачем? Здесь лучше пойти «от обратного» и представить ситуацию, когда мир устроен не так. Что было бы, если бы Бог СРАЗУ исполнял бы просимое? Это был бы аналог дивного нового мира, о котором мечтают сторонники разных вариантов коммунизма, безусловного дохода, верующие в безусловное торжество научно-технического прогресса. Делать ничего не надо: робот и еду произведет, и одежду сошьет, и дома приберет, и за пивом сбегает. Фанаты подобного мироустройства считают, что люди, освобожденные от работы для поддержания своей жизни, станут учеными, изобретателями, писателями, художниками, в общем, станут творцами. Однако практика – критерий истины (не во многом, но кое в чем, марксисты были правы). Сколько вышло ученых, изобретателей из многомиллинной армии получателей пособий по безработице в США и Западной Европе за последние полстолетия? Кто из живущих на вэлфэр и аналогии такового создал великий роман? Стал известным поэтом? Вспомним, опять же, роман Форестера «Машина останавливается», предсказавшего такой потребительский рай блогеров в начале XX века. Интеллектуального расцвета в том, вымышленном, мире не наблюдалось. Одно отчуждение , атомизация и деградация, закончившаяся гибелью.
Хорошо, могут сказать в ответ, а где тут труд? Молитва же – это просьба? Да, это просьба. Это часть общения. А общение может быть полноценным только когда тот, с кем ты вступил в диалог, воспринимается, как субъект, как личность, у которой есть свои интересы, а не функция (как, к примеру, официант или автомат с газированной водой). Большинство бед этого мира происходят от того, что люди не умеют общаться , не видят никого кроме себя.
В этом и заключался грех Адама и Евы. Плевать на всех, плод сорвем (не мы сделали и ладно), потому что нам запретили. Запретил бы Бог убивать друг друга – сделали бы и это. Какой мир могли построить люди, которые даже интересы Того, кто сильнее их не способны соблюдать. Это поведение пьяного гопника ... Но, ладно, гопники – люди неприличные. Так вел себя человек эпохи Возрождения, когда, как нас уверяют, стала рассеиваться мгла средневекового мракобесия. Пример? Бенвенуто Челлини - известный итальянский скульптор и ювелир, оставивший после себя мемуары. В 1534 году этот деятель культуры и искусства убил ювелира Помпео. Тот вызвал недовольство Челлини своим «вызывающим поведением», не так на него посмотрел. Сего человек эпохи Возрождения не смог стерпеть и заколол Помпео кинжалом, не взирая на нанятую жертвой охрану. Все произошло слишком быстро, а мертвый наниматель никому был не интересен … Это был не первый и не последний случай. Вот таких «титанов духа» рождает следование принципу, провозглашенному еще древнегреческим философом Протагором «человек – есть мера всех вещей», то есть буду поступать лишь так, как мне захочется.
Бог же, поместив нас в этот не слишком комфортный мир, пытается заставить научиться преодолевать свой эгоизм, жить в обществе. Взаимодействуя друг с другом, мы, неизбежно, будем вынуждены также просить, а не приказывать, ждать ответа.
Так что, приведенная здесь притча – это лишь объяснение правил, через следование которым мы должны пройти, чтобы раньше времени не построить на этой Земле Ад.