2 подписчика

Царь хороший, бояре плохие

Вот уже на протяжении последних двадцати лет русский народ задает вопросы своему президенту. Кто-то не доволен действующей местной администрацией, кому-то не выплачивают зарплату на заводе, у кого-то дома до сих пор не проведен газ. И все они с великим многообразием своих обращений, бьют челом и молят царя решить их проблемы. Интересно, что за этот срок президент, можно сказать, не менялся, и один и тот же человек отвечал на вопросы и жалобы граждан, которые из года в год тоже практически не менялись.

Однако что-то произошло в 2022 году, и ходит много слухов, что прямая трансляция с президентом, запланированная на декабрь, в этом году не состоится. Получается, что многим людям, которые хотели лично доложить о своих бедах правителю, придется самим с ними разбираться? Или идти к местным властям, чиновникам городского и регионального управления, главам регионов и бить челом там? Интересно, откуда же такая вера в доброго и всемогущего президента, который в отличие от всех остальных государственных служащих, в состоянии разобраться с проблемами народа. И тут я вспоминаю, что все это уже было.

Мемчик из интернета
Мемчик из интернета

Менталитету русского народа часто приписывают разные штампы. То русские слишком милосердные, то всех подозревают, иногда говорят про привязанность русской культуры к самодержавной модели государственности, и вот тогда особенно вспоминают про такую характерную черту как вера в доброго царя.

В 1497 году в период объединения русских земель вокруг Москвы Иваном III был издан Судебник – свод единых для всей страны законов и правил. Обязанности судей в регионах несли бояре, но простой люд мог писать жалобы и на имя Великого князя Московского – самого Ивана III. Как показала история, обращения к великому князю подавались иногда даже чаще, чем на имя бояр, и рассматривались в обязательном порядке. Но челобитных на имя правителя стало со временем так много, что в XVI веке во время правления уже Ивана IV Грозного появился Челобитный приказ, который принимал жалобы населения. С 1699 года право подачи челобитных было ограничено указом Петра I, и с того времени их разрешалось подавать только в том случае, если решение уже было вынесено в суде, и оно не устроило челобитчика.

Таким образом, получается, что исторически население России не доверяло своим боярам, не верило в их способность помогать простому населению, и все свои надежды возлагало исключительно на царя, доброго и милосердного.

Бить челом - низко кланяться, выражая почтение, молить о чем-то
Бить челом - низко кланяться, выражая почтение, молить о чем-то

Иногда народ, чувствуя ухудшение своего положения, даже поднимал восстания и бунты, но в своих бедах обвинял только бояр и окружение царя, но не самого правителя. Было такое, например, во время правления царя Алексея Михайловича из династии Романовых. В 1648 году произошел Соляной бунт, одной из причин которого было введение налога на соль. Народ выступил с требованием выдать неугодных бояр, причастных к проведению непопулярной в обществе политики. К слову сказать, этот налог был введен при прямом содействии боярина Бориса Морозова, близкого друга царя, и поэтому люди просили выдать и его. Помимо того, у известного боярина была скверная репутация. Он считался покровителем взяточников и казнокрадов при царском дворе. Чтобы успокоить население, Алексей Михайлович выдал людям бояр, некоторых из которых народ растерзал на месте, но своего друга Бориса Морозова отправил в ссылку в монастырь. Забавно получилось, что царь нисколько не запятнал своей репутации, а наоборот показал себя как защитник интересов простого народа. И более забавно было то, что, как только люди успокоились и забыли про соляной налог, Борис Морозов был возвращен из ссылки в Москву, а спустя время даже стал дворовым воеводой. И это мы тоже видели в истории современной России, когда опальных чиновников спустя время возвращали «ко двору».

Боярин Борис Морозов, близкий друг и советник царя Алексея Михайловича
Боярин Борис Морозов, близкий друг и советник царя Алексея Михайловича

Доктор исторических наук А.А. Демичев занимался анализом сатирических коротких рассказов – проще говоря, анекдотов начала XVIII века, и пришел к выводу, что у простолюдина в России практически не было шансов выиграть дело в суде. Исходя из этого, у простого человека сложился стереотип, что для справедливого решения дела необходимо обращаться напрямую к «царю-батюшке».


В своем исследовании А.А. Демичев приводит следующие анекдоты периода XVIII века:

Императрица, узнав, что государь ночью беспокоится и совсем не спит, на другой день спросила его о причине бессонницы. Петр же ответил:
- Ах Катенька, какой сон начальнику, когда судьи его спят?

В этом анекдоте можно увидеть, как сам император Петр I понимал, что его судьи – государственные служащие, не в состоянии помочь стране, и все зависит только от железной воли монарха. Царь хороший, а бояре плохие – этот тезис проглядывается и в следующем анекдоте периода XVIII века.

Царь Петр Великий, заседая однажды в Сенате, услышал о разных грабительствах, случившихся за несколько дней, в великое пришел негодование и во гневе сказал сии слова: «Клянусь Богом, что я наконец прерву проклятое сие воровство». Потом, взлянув на тогдашняго генерал-прокурора Павла Ивановича Ягужинскаго, сказал ему: «Павел Иванович! Напиши сей час от моего имени генеральный указ во все государство, что ежели кто и столько украдет, чего будет стоить петля, тот без дальных допросов будет повешен». Генерал-прокурор, которой уже взял в руки перо, помешкал еще по выслушании сего строгаго повеления и со удивлением говорил царю: «Петр Алексеевич! Помысли о следствиях такого указа». «Пиши, — подтвердил царь, — как я тебе сказал». Ягужинский, еще не писав, со смехом повторил монарху: «Всемилостивейший государь! Разве вы хотите остаться императором без подданных. Мы все воруем, только с тем различием, что один более другаго». Царь, слушавший сии слова в задумчивости, начал шуточному сему замыслу смеяться и без дальнаго повеления оное оставил.


В этом анекдоте все еще краше. Можно увидеть, что все государственные служащие, и даже такой высокопоставленный чиновник как Павел Ягужинский, руководивший прокуратурой и делопроизводством в Сенате, тоже не исключал возможность своего причастия к казнокрадству. Все это, конечно, вымысел, но как известно, в каждой шутке есть доля шутки.

Подобные настроения в обществе сами создают искусственный образ доброго правителя, который часто таковым вовсе не является. Государственные деятели в России нередко этим пользуются, проводя по большому счету политику популизма – скорого и легкого решения острых социальных проблем. В основе такой политики лежит повышение рейтинга государства и лично «царя», нежели реальная помощь населению, и в современной политической жизни разных стран можно увидеть, к каким страшным последствиям она может привести. Чего только взять некоторые страны Южной Америки с их популистской политикой, страшной инфляцией и дефолтами. Но это, скорее, тема для другого раза.

Источник: wikipedia.org
Источник: wikipedia.org

Бывший советник президента России Владислав Сурков тоже высказывался по поводу этой черты русского народа:

«По существу же общество доверяет только первому лицу. В гордости ли никогда никем не покоренного народа тут дело, в желании ли спрямить пути правде либо в чем-то ином, трудно сказать, но это факт, и факт не новый. Ново то, что государство данный факт не игнорирует, учитывает и из него исходит в начинаниях.»

Получается, вера в доброго царя – это факт, с которым нужно смириться, и настоящая национальная традиция? И без доброго и всемогущего монарха, выходит, нам не решить самостоятельно свои проблемы. Повышение цен, недостаток лекарств в стране, массовая эмиграция и отток айтишников, экономический кризис, санкции, смерти военных и оставление русской территории неприятелю. Ух, сколько челобитных можно было бы составить в XVI веке. Но только к кому обратиться, чтобы нам помогли, если прямую линию с президентом не хотят проводить?