Многие знают, что похвала не всегда положительно сказывается на том, кого хвалят. Почему так происходит? Виноват ли тот, кто высказывает хвалебные речи? Или это какая-то проблема у заслужившего похвалу?
Бывает, конечно, что похвала неискренняя, преследующая цель выслужиться перед начальством или просто показаться вежливым в нужный момент. Но мы рассмотрим случай искренней похвалы.
Есть люди, которым похвала полезна, потому что стимулирует идти дальше. И это не зависит от того, кто их похвалил.
Рассмотрим того, кого хвалят, потому что похвала направлена и действует на него.
Человек сделал что-то из ряда вон выходящее, замечательное, достиг поставленной цели, выложился на все сто, вошел в поток и получил прекрасный результат, заслуживающий восхищения окружающих.
В момент, когда он слышит аплодисменты зала, похвалу наставника или теплые отзывы друзей, он словно получает желанный приз, награду за свои труды. Что же может быть в этом плохого?
Выделяется гормон радости – эндорфин, стимулирующий организм к расслаблению или дальнейшим действиям. Все дело в убеждениях человека, в том, что он понимает под тем или иным словом, какие действия с этим связывает. В момент получения стимулирующего хвалебного отзыва именно убеждения человека направляют мощнейшую силу гормонов.
Все зависит от того, как в нас прописано значение слова «похвала».
Русский язык и его звучание – непаханое поле для исследователя. Мы можем увидеть в слове «похвала» два противоположных значения: хватит (+хвастать) и хватать.
Первое говорит о том, что надо остановиться, расслабиться, потому что достигнутый результат не главное. Главное – полученные эмоции, подтверждение твоих заслуг и возможность отдыха. Такой человек при попытке повторить свое достижение после похвалы, скатывается на прежние позиции. Он не чувствует ответственности за свой высокий результат, как будто это его личное дело. Кроме того, возможно, в его понимании быть постоянно на высоте – значит нескромно хвастать перед другими, а это кого-то может обидеть. Для них похвала – это отключение мотивации, т.е. вред.
Второе значение слова «похвала» говорит, что необходимо со всей ответственностью перед теми, кто тебя хвалит, ухватить и закрепить полученный результат, чтобы суметь повторить его снова, и на волне своего успеха идти к следующей цели. Человек, у которого значение слова «похвала» такое, стимулирует другие зоны мозга, отвечающие за побуждение к новому, более совершенному действию. Это и есть ценнейшее качество ответственности, которое определяет высокие мудрые души. Они способны добиться своих целей и иметь счастье полностью реализовать себя в жизни. К сожалению, таких меньшинство.
Прежде чем хвалить ученика, я проверяю, каково его понимание акта похвалы. Чаще всего, к сожалению, после похвалы ученикам трудно снова повторить результат. Но совсем не стимулировать тоже нельзя. Надо заменять для них слово «молодец» на подталкивающие к действию выражения, например, «так-так!», «еще!» и т.п.
Проверьте, каково понимание похвалы у вас и ваших детей, и в случае необходимости пересмотрите его.
Увлекательное и полезное это дело – вдумываться в смыслы наших привычных и, казалось бы, понятных слов!