«Сегодня у меня в гостях будет Магитон. Тот самый, который делает “Ералаш”», - однажды сказал мой дед.
Мне было тогда лет пять, но “Ералаш”, конечно, я уже знал и любил. Магитон представлялся каким-то сказочным персонажем – этаким большим, зелёным и безумно смешным. Когда мы с родителями приехали к деду, Магитон уже сидел за столом. Заодно был и Давид Пробер, работавший директором картины на студии Горького. О его участии в съемках «Семнадцати мгновений весны» я рассказывал в истории «Операция "Рыба-меч": почему Штирлиц чёрно-белый». Собственно, это он и познакомил деда с Магитоном. «Человек из Ералаша» оказался весьма добродушным и располагающим дядькой.
Шутил, рассказывал взрослым какие-то истории. А мне, естественно, было скучно - я бегал, залезал под стол, грохотал пистонным пистолетом – не давал спокойно посидеть. Меня с уговорами, буквально с ложки накормили. Кажется, Магитон тоже участвовал – пытался усыпить моё внимание какой-то байкой. А потом, обратившись к моим родителям, заметил: «Приводите, попробуем». Речь шла о съемках в «Ералаше». Под какой именно сюжет я ему приглянулся, сказать сложно. Возможно, который в итоге так и не сняли. Но если смотреть по хронологии серий, речь шла о подборе актёра для знаменитого «Серёга, выходи!». Внешность у меня была вполне подходящей: этакий симпатичный ребёнок с кудряшками и в клетчатых штанах.
Актёром стать я действительно очень хотел. Правда, с класса третьего. В детском же саду говорил, что буду «солдатом». Но идее сняться в «Ералаше», разумеется, безумно обрадовался. Даже пообещал Магитону под этот дело выговаривать букву «р». «Как правильно ставить язык я его научила, говорить он может, но ленится», - такой фразой резюмировала финал наших занятий логопед. Мне действительно было лень – грассирование на качестве жизни не отражалось никак. Но тут ради грядущих проб я действительно, пожалуй, единственный раз в жизни попытался не картавить. Часа два.
Увы, показать меня не успели. Непосредственно в назначенный день визита на студию Горького меня увезли в больницу удалять аденоиды.
На роль Серёги выбрали Максима Сидорова.
У Магитона была слава человека, имеющего нюх на таланты. Будучи вторым режиссером фильма «Когда деревья были большими», притащил за руку и уговорил взять на главную роль молодого клоуна Юрия Никулина. Для Никулина это стало первой серьёзной драматической ролью.
Считается, что точно так же он открыл для большого кино Олега Борисова и Семёна Фараду.
Впрочем, и сам Магитон в кино попал далеко не сразу.
Родился Исаак Семенович Магитон в Симферополе в 1922 году. В 1938 году после ареста родителей (отца расстреляли) получил клеймо «сын врага народа». Отказываться от папы с мамой, как тогда было принято, не стал. А потому его выгнали из комсомола. После школы каким-то образом поступает на географический факультет МГУ. Во время войны призван – с 1943 года офицер в разведке танкового подразделения. После победы подаёт документы во ВГИК. Идти на актерский факультет из-за ранений не рискует – поступает на режиссерский. И почти сразу параллельно с учёбой начинает работать в кино вторым режиссером. Первый самостоятельный фильм снимает в 1965 году на студии Горького: «Фантазёры» - детская комедия по мотивам рассказов Николая Носова. И дальше, несмотря на то, что на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького выпускались и взрослые фильмы, Магитон продолжил снимать для детей. Всего шесть полнометражных фильмов. Это действительно добрые и качественные, лишенные идеологии картины по произведениям любимых детских писателей. Например, «Свистать всех наверх!» - по повести Альберта Иванова «Обычные приключения „олимпийца“ Михаила Енохина». Или «Ни слова о футболе». Кстати, в этом фильме у него снялся 12-летний Федя Черенков – будущий лучший игрок московского «Спартака» и сборной СССР 1980-х.
Зато короткометражек Магитон снял несколько десятков. И каких! Это больше пятидесяти художественных сюжетов сатирического киножурнала «Фитиль». И более двадцати «Ералаша». Помните, «Пахтакор-чемпион!» (сюжет «Футбольное обозрение») или «жуй, жуй, глотай» (сюжет «Страшная сказка»)? Или «Здравствуй, Витёк!» - сюжет про дружеское приветствие портфелем по голове. У нас в школе после премьеры этой серии в 1982 году потом два дня бились портфелями с призказкой «Здравствуй, Витёк».
Считается, что идея создания детского юмористического киножурнала в 1975 году принадлежит Борису Грачевскому. По другой же версии «Ералаш» придумал именно Магитон. А потом его сначала отодвинули в сторону, а в какой-то момент и выдавили из проекта. Лично я склонен именно к этой версии. Грачевскому в 1975 году было всего 26 лет, на студии Горького работал лишь вторым режиссером. А о том, что «Магитона обижают», я в детстве слышал от взрослых очень часто.
Добрый, честный человек, при этом, судя по всему твёрдый и смелый. Неудивительно, что у него возникали конфликты с руководством киностудии. Например, директором Евгением Котовым (занимал должность с 1978 по 1987) – «самодовольным приспособленцем», как охарактеризовала его сценарист и редактор студии Людмила Голубкина.
Специально пересмотрел выпуски журнала «Фитиль» времён Перестройки: сюжеты Магитона можно было б снять и сегодня абсолютно без потери смысла и привязки ко времени. Например, «Поучительная экскурсия» (1988 год). Показан музей в бывшем доме некого Павла Петровича, коллекционера старинной художественной керамики, живописи. Ценителя музыки, купившего для домашних концертов рояль Беккер – на нём гостям играли лучшие музыканты. Посетителей проводят по комнатам, занятым резной мебелью и предметами искусства разных эпох. Экскурсовод замечает, что музей новый – существует всего год. И по многочисленным просьбам граждан экспозиция будет расширена – для экскурсий откроют загородный дом. Так кто же этот Павел Петрович, чья коллекция, по словам экскурсовода, конкурирует с собранием графа Шереметьева? Камера показывает мемориальную табличку при входе: «Музей-квартира бывшего председателя горисполкома Гаврилова П.П. Хозяин находится под охраной государства».
В 1990-х Магитон уже не снимал – видимо, на студии Горького его окончательно доели. С 1992 года и до самой смерти в 2009 году участвовал в организации Международного детского кинофестиваля в Артеке. И в этом качестве, уверен, продолжал открывать новые имена.
А вот о том, что тогда не попал к нему на пробы, совершенно не жалею. Актерством я, действительно, болел – играл в районном драмкружке, участвовал во всевозможных школьных постановках. Но годам к 15-ти понял, что не моё. Так что вряд ли Магитон меня б «открыл миру». Зато, «моим» оказалось писать вот такие истории. Например, об Исааке Магитоне.
Подписаться на мой тг-канал: https://t.me/alexboyr1