10 вопросов к создателям Jetlag Weekly, еженедельного конкурса для digital-художников.
Как у вас возникла идея Jetlag Weekly? Расскажите подробнее о его концепции.
Мы в Джетлаге всегда довольно много инвестировали в творчество. Подходя к концу 2021 года, мы вывели для себя одну закономерность: как правило наши инвестиции фокусируются на отдельных крупных проектах (немудрено, ведь один из наших основных бизнесов – видеопроизводство). Так, к примеру, на один музыкальный клип мы могли потратить больше 10 млн. рублей, не ожидая прямого возврата на инвестиции, делая это все для развития комьюнити и индустрии в нашей стране.
В диалоге с партнерами по итогу года мы решили попробовать немного изменить подход и в 2022 попытаться фокусировать инвестиции не на отдельно стоящих проектах, а вкладываться непосредственно в формирование комьюнити. Так, изначально полушуточная идея дарить по 100к в неделю за лучший мем переросла в Jeltag Weekly – проект, в котором каждую неделю мы проводим конкурсы для цифровых художников.
Механика простая: у каждой недели есть куратор – общепризнанный и влиятельный креатор, достигший высот в своем искусстве, и задание от него. В понедельник мы даем задание, а в воскресенье все участники сдают свои работы и куратор определяет победителя. Победитель получает 1000 долларов и поддержку от креатора.
Уже избитая фраза "главное – не победа, а участие" здесь по-настоящему подходит, потому как участники действительно получают неоценимый вклад и от комьюнити, и от своей работы, и от мотивации, которую им дают окружающие.
Часто покупка коллекционером того или иного NFT-произведения цифрового искусства, если не брать в расчёт сугубо меркантильные интересы, является актом сопричастности покупателя к определенной идее и комьюнити. К чему хотите быть сопричастны вы, создавая и поддерживая финансово проект Jetlag Weekly? Что вы хотите сказать миру этим проектом?
Мы не ставили перед собой цели что-то сказать миру, при этом мы хотели решить сразу несколько задач:
Во-первых – образовательную. Через наше комьюнити мы помогаем молодым талантам находить ответы на самые сложные вопросы в начале их становления как цифровых художников.
Во-вторых – нетворкинг. С каждой новой неделей приходят новые участники – новые кураторы и люди, которые наблюдают за проектом со стороны. Они знакомятся, помогают друг другу. Довольно часто диджитал художники из нашего коммьюнити получают приглашение на работу.
И тут мы подходим к третьей задаче – рекрутмент. Мы никогда не скрываем, кто делал те или иные арты в рамках нашего проекта. Более того, мы обязательно отмечаем художников, чтобы как можно больше людей, агентств, студий или клиентов узнали о талантливых ребятах. Кого-то мы забираем себе, кого-то нанимают другие. Есть много примеров успешного роста.
От начинающего художника до заметного в индустрии креатора, который демонстрирует свои работы на международных выставках и работает с клиентами по всему миру – всего лишь несколько месяцев участия в Jetlag Weekly.
Одна из целей NFT искусства – прямая коммуникация между артистами и коллекционерами и отсутствие какого бы то ни было регулятора. Проект Jetlag Weekly, тем не менее, публикуя и награждая тех или иных художников, занимает роль посредника, в чём-то сопоставимую с ролью куратора на реальных выставках. Не противоречит ли это выраженным в NFT-технологии идеям анархо-капитализма?
Мы не выступаем медиатором-посредником. Не выступаем и куратором. Jetlag Weekly– всего лишь площадка для развития нашего многотысячного комьюнити креаторов. Мы помогаем им соединяться друг с другом и открывать для себя новое в цифровом искусстве через наши еженедельные челленджи.
Как было сказано выше – мы даже не позволяем себе давать оценку работам художников. Для этой цели мы всегда приглашаем отдельных кураторов.
Насколько сильна потребность в регулятивной функции в виртуальном искусстве и кто, на ваш взгляд, должен занять эту роль?
Если речь идет непосредственно о крипто-арте, то здесь, однозначно, есть потребность в кураторстве, как и в классическом мире искусства. Подобные роли уже занимают NFT площадки типа “SuperRare”, размещение на которых возможно исключительно если вас заметило комьюнити кураторов площадки. Так, в отличие от общедоступных Rarible, Opensea, Looksrare и т.д. – диджитал арт на закрытых площадках могут размещать только художники, тщательно выбранные кураторами платформ.
Если же речь идет об NFT как о новом инструменте блокчейна – то регулирование здесь происходит за счет самого комьюнити. Проекты взлетают и стремительно рушатся, если комьюнити того пожелают.
Каждую неделю определять победителя конкурса приглашается новый судья, один из известных digital-артистов. Означает ли это, что оценить цифровое искусство способен только другой цифровой художник? По какому принципу вы выбираете того, кто должен войти в жюри?
Видя перед собой квадрат Малевича, вы так или иначе даете ему оценку. Так же и с цифровым искусством – вынести ему вердикт может любой зритель.
Но мы всё же хотим образовывать наше комьюнити и давать ему дополнительные ресурсы и мотивацию для еженедельных сражений в цифровом арте, по этой причине Jetlag Weekly старается отбирать самых заметных в индустрии людей в качестве кураторов.
Так, например, на этой неделе мы проводим конкурс совместно с NEO SHIBUYA TV – арт проектом из Японии. Команда кураторов владеет более чем 90 экранами в районе Сибуя (Токио). Работа победителя этой недели будет размещена в самом сердце Японии на диджитал экране.
На рынке NFT много очень простых с точки зрения исполнения работ. Как определяется ценность предмета виртуального искусства? Равняется ли она его стоимости?
Это вопрос, связанный с ценообразованием на предметы искусства в целом. Нет ничего проще технически, чем закрасить черной краской черный квадрат. Но в чем тогда его ценность? Ответ простой: в концепции, манифестации, уникальных взглядах самого художника. Точно так же определяется ценность NFT арта, — не сложностью технического исполнения (хотя иногда и ей тоже, и этот пункт никогда нельзя исключать, поскольку бывает невероятно сложный по технике digital-арт), а смыслом и фигурой художника, которая стоит за артом."
Так называемое «генеративное искусство», по сути, является автономной системой, воссоздающей саму себя на основе созданного художником-программистом кода. Таким образом, с минимальными затратами труда, художник может создавать практически бесконечное количество уникальных произведений. Как оценивать такое искусство? Способен ли вообще человек его оценить или роль оценщика по аналогии стоит доверить искусственному интеллекту?
В вопросе и можно найти ответ. Художник-программист помимо эстетической работы также пишет код, работает с нодами, проверяет, работает ли код так, как требуется по задумке. Это огромная работа, и автоматический результат, который потом дает такой код, – лишь верхушка айсберга, которую мы видим. Генеративное искусство создаётся человеком, не машиной, поскольку после его создания тебе нужно ещё объявить это искусством и объяснить, почему. Другой вопрос с AI-искусством и промптами.
Картиной можно дополнить интерьер, скульптурой украсить парковый ансамбль, изысканную керамику или мебель использовать в быту. Виртуальное искусство представляет из себя весьма неоднородный визуальный материал. Какое ему можно найти практическое применение в нашей жизни? Можете привести примеры?
Применений масса. Начиная от эстетического удовольствия, что можно добиться приобретением NFT для его размещения на цифровых экранах дома, на заставке вашего мобильного устройства, либо в онлайн галерее, где вы сможете прогуляться в VR очках вместе со своими друзьями. (Кто-то приобретает картины, определяя для них конкретное место на стене в квартире, фиксируя арт в пространстве на долгое время. Сейчас же вы можете разместить у себя в пространстве цифровые панели и менять на них приобретенные NFT работы хоть каждый день.)
Заканчивая бесконечным миром "полезностей" или "utility" от успешных NFT коллекций, наподобие CloneX от студии RTKFT. 20000 аватаров были созданы в коллаборации с легендарным Takashi Murakami. Владение одним из этих клонов открывает вам доступ в закрытое комьюнити проекта, а также возможность получить эксклюзивную одежду Nike (кроссовки с "само-завязывающимися" шнурками как у Марти Макфлая из фильма "Назад в Будущее"), посещать закрытые мероприятия (Art Basel в Майами или закрытая встреча с Такаши Мураками во всемирно известной галерее Gagosian в Нью-Йорке), и множество других бонусов для участников этого привилегированного клуба.
Какие последние тренды в digital art вы можете отметить? Какое будущее видите у цифрового искусства в целом и у проекта JETLAG WEEKLY в частности?
Диджитал арт, как и всё, что касается технологий, развивается с такой скоростью, что не успеваешь даже моргнуть.
Помню, как еще несколько лет назад я подписывался через друзей из технологических институтов на закрытый доступ к ресурсам, которые позволяли визуализировать мой текст, а уже сегодня любой желающий может пользоваться MidJourney, Dalle2, Stable Diffusion и другими нейронками по преобразованию текста в искусство.
Миллионы людей пишут запросы и получают в ответ готовые изображения через несколько секунд. Подобное уже происходит и с видео, а что будет дальше – даже сложно представить. Jetlag Weekly доведет этот год до конца в том формате, в котором мы пообещали себе и нашему комьюнити пройти все 52 недели этого непростого 2022 года.
Что будет дальше? Узнаем в январе 2023 :)
Ну и напоследок, какой совет вы бы дали молодым художникам, которые хотят начать заниматься цифровым искусством и войти в это поле?
Начинать! Открывайте Blender. Откройте YouTube и окунитесь в бесконечный мир уроков того, как создать невозможное, сидя перед экраном ноутбука.
Знакомьтесь. Заведите Твиттер. Делитесь своими работами. Следите за успехами других. Если вам удастся продать свою работу в качестве НФТ, бегом возвращайтесь на рынок, – и на часть вырученных средств приобретите себе работу другого начинающего художника, за которым вы давно следите.
Будьте дружелюбны. Поддерживайте друг друга. Этого так не хватает людям в последнее время.