Найти тему

Дмитрий Лутовинов: Скульптура "Кролик" Джеффа Кунса отражает современность

Триумфатором конкурса "Учитель года России 2022" стал Дмитрий Владимирович Лутовинов - учитель истории, обществознания и мировой художественной культуры школы № 16 города Орехово-Зуево Московской области. Невероятно яркий и интересный педагог, который умеет сформировать у школьника мотивацию к изучению истории.

Дмитрий Лутовинов
Дмитрий Лутовинов

На мастер-классе у вас была очень насыщенная программа: Хрущев, Рембрандт, учебники, котики, ТикТок. Расскажите о концепции своего мастер–класса и о том, какую профессиональную технику вы демонстрировали в этом испытании?

Все мастер-классы выложены в группе «Учитель года России» в соцсети «ВКонтакте». В скором времени на сайте конкурса появится нарезка этих мастер-классов, чтобы их могло увидеть наибольшее количество педагогов. Это важно, потому что цель конкурса – передача опыта. Мой мастер-класс назывался #КакТак - это были способы формирования эмоционального интеллекта у учащихся. История может остаться простой страницей учебника, если не вызовет эмоциональный отклик у ребят. Нужно, чтобы история ожила и стала предметом интереса. Мы должны учить школьников сопереживать историческим событиям. Для этого я использовал вещи, которые сейчас интересны детям: ТикТок, котики и многое другое.

А если говорить о Хрущеве, как вы оцениваете его эпоху? Можно ли сказать, что его реформы опередили время и отражаются в нынешней эпохе?

Деятельность любого правителя нужно рассматривать с двух сторон. Скульптор Эрнст Неизвестный сделал памятник Хрущеву, который установлен на Новодевичьем кладбище. Памятник разделен на две части: белую и черную. С одной стороны оттепель дала демократизацию общественной жизни, смягчение цензуры, но только в том направлении, которое было выгодно власти. Все помнят знаменитый ХХ съезд и развенчание культа личности, но при этом искусство попало в зависимость от личных пристрастий первого секретаря ЦК КПСС. Мы помним выставку художников-авангардистов в Манеже в 1962 году, которая была разогнана Хрущевым. Кстати, Эрнст Неизвестный на этой выставке тоже был и подвергся жесткой критике. Если оценивать сельскохозяйственную и экономическую политику, к сожалению, очевидны печальные выводы – Советский Союз стал закупать зерно за границей, «кукурузная эпопея» тоже дала отрицательный результат. Политика мирного сосуществования тоже была противоречивой и привела к Карибскому кризису. Однако после Карибского кризиса в августе 1963 года было заключено соглашение о запрете ядерных испытаний в трех сферах (в атмосфере, космическом пространстве и под водой), ставшее переходом к политике «разрядки». В дальнейшем Никиту Сергеевича Хрущева сместили с должности, а президент США Джон Кеннеди был убит. «Разрядку» продолжали другие лидеры СССР и США.

Оттепель породила поколение «шестидесятников», которые были негативно настроены по отношению к советскому режиму, что проявилось в 1980-е годы и сыграло свою роль в распаде СССР. Можно отметить социальную политику Хрущева – строительство по всей стране социального жилья, выдачу паспортов колхозникам. Черное чередовалось с белым, хорошее с плохим.

Памятник Никите Сергеевичу Хрущеву.
Памятник Никите Сергеевичу Хрущеву.

Вы преподаете в школе мировую художественную культуру. Какие художественные артефакты (книги, фильмы, музыка, живопись) могут помочь понять современную историю. Например, музыкальный критик Борис Барабанов писал, что песня «Биография» группы «Кровосток» отражает «кровавые» 90-е.

Культовым отражением 90-х был фильм Алексея Балабанова «Брат». Эпоха была такой же неоднозначной, малоулыбающейся и молчаливой, как и главный герой Данила Багров. Современное поколение воплощено в творчестве Лизы Монеточки и Noize MC* (признан Минюстом РФ иностранным агентом). В мировом контексте наступило время пост-постмодернизма, поэтому о нынешних временах будут судить по «Кролику» Джеффа Кунса – металлический кролик серебряного цвета, который является аллегорией общества массового потребления, массового производства и промышленного бума.

Кадр из фильма «Брат» (1997)
Кадр из фильма «Брат» (1997)

Сейчас много говорится об учебниках истории, планируется единый учебник, есть и другие инициативы. Какие учебники истории вам интересны? Что вы ищете в учебнике истории?

Я ищу понятный и хорошо структурированный материал, который будет понятен детям. Мне не так важны иллюстрации, но важно, чтобы в учебники были наглядные материалы, а именно – карты. Не всегда есть возможность вывести карту на экран или повестить бумажную карту на доску. В свое время я учился по учебнику Данилова, знаменитым учебникам А.А. Вигасина и Г.И. Годера – история древнего мира, Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского – история средних веков. Эти учебники я читал вперед на несколько параграфов. Благодаря этим книгам я полюбил историю. Важно, что они были адаптированы к возрасту. Сегодня мне нравятся учебники под редакцией А.В. Торкунова. В этих учебниках есть хорошая подборка исторических документов. Я неплохо отношусь к идее создания единого учебника истории. Главное, чтобы его приняло учительское сообщество.

На чем вы акцентируете внимание своих учеников, когда они работают с историческими источниками (письмами, документами)?

Исторические источники очень разные. Сейчас главный исторический источник – это Интернет. Надо научить детей работать не только с первоисточниками, среди которых письма, монеты, документы, труды историков и многое другое, но и с данными из Интернета. Нужно всегда смотреть откуда взят материал – это и есть функциональная грамотность. Также надо знать автора материала и понимать его репутацию в научном сообществе. Все книги британского историка Энтони Бивора считаются бестселлерами, но их содержание отличается передергиванием актов в угоду политической доктрине. У него есть книга «Падение Берлина», где возрождаются все мифы о советской армии во время штурма Берлина, созданные немецкой пропагандой. Эти мифы выдаются за правду, а сотни сносок в списке литературы запутывают читателя. Бивора ловили на том, что он указывает работу, а в ней нет той цитаты, которую он указал. Я стараюсь предостеречь детей от такой информации. Они могут попасться на популярные образы таких историков как Евгений Понасенков, и забыть, что любая наука должна стремиться к объективности.

Скульптура "Кролик" Джеффа Кунса
Скульптура "Кролик" Джеффа Кунса

Вы читали исторические книги Анатолия Фоменко?

«Новая хронология» Анатолия Фоменко - это очень смешная теория, но в комментариях к его книгам на ЛитРесе читатели пишут, что перестали верить официальным историкам. Есть читатели, которые верят такой литературе.

Помогает ли вам в работе обновленный федеральный государственный стандарт?

Стандарт подробно прописывает результаты обучения и структурирует деятельность педагога, но учителя уже давно выполняют эти требования, которые стандарт только сейчас оформил в виде документа.

Какое историческое событие кажется вам очень важным, но малоизученным?

Если говорить о малоизученности, то это история первобытного общества. Этот период занимает 99% истории человечества. По этому периоду мало источников. Первобытные люди пользовались не только каменными орудиями, просто они сохранились. По-прежнему актуален вопрос о недостающем звене в эволюции человека.