Николай Цискаридзе любим публикой не только за свое танцевальное мастерство, но и за непревзойденное чувство юмора и харизму, твердость характера и четкую гражданскую позицию. В народе даже существует такое понятие, как «цискаризмы» — емкие и яркие высказывания артиста, которые становятся афоризмами.
"Прыгнуть может каждый дурак, а приземлиться – единицы"
Этот цискаризм родился из любимой присказки школьного педагога Николая: "Не то чудо из чудес, как мужик на небо влез. А то чудо из чудес, как мужик оттуда слез". А чтобы ее смысл стал доступен и понятен каждому, артист решил переформулировать это высказывание. В балете бесшумное, мягкое приземление – первый показатель класса исполнителя. Именно этим, по словам Цискаридзе, всегда отличались Великие артисты. Танцовщик был искренне удивлен, когда фраза обрела широкую популярность, и предположил: "Наверное, потому, что такие примеры в реальной жизни мы часто встречаем. Многие стараются забраться повыше, но после любого взлета нужно уметь мягко приземлиться. Как минимум, для следующего прыжка наверх!"
"Не надо ни на что надеяться, надо жить. Тот, кто долго надеется, сходит с ума"
По мнению Николая, пустые надежды часто приводят к потере рассудка – самому страшному наказанию в православном мире, ведь смерть – это освобождение, а вот лишение разума – настоящая мука и искупление. "Можешь – сделай! Способен – подтверди! Доверили – оправдай!" – призывает артист.
"Величие заключается не в титуле и должности, а в соответствии с ними"
Оказавшись в Большом театре, Цискаридзе столкнулся с неоправданными амбициями, обидами, рассказами о несуществующих успехах. Он сразу заметил: многие артисты тщетно пытаются бороться за звания и регалии. "Какая разница, народный ты или лауреат, если о твоей профессии, достижениях в ней не знают даже родственники или соседи по подъезду", – задается вопросом худрук Академии русского балета. Он убежден: соответствовать своей профессии, честно служить и стараться делать что-то значительное для мироздания действительно непросто. И очень важно никогда не обманывать себя, а еще уйти вовремя и красиво.
"Скорость стука быстрее скорости звука"
Эту фразу Николай произнес очень давно. С первых лет в Большом театре он не понаслышке знал о театральных стукачах, которые всегда выслуживались перед руководством. Это явление обросло легендами и описано во многих мемуарах. "Многие таким образом продвигаются по службе, получают роли... Но больше всего мне противны не те, кто стучат, с ними все и так ясно, они просто жалкие и ничтожные существа. А те, кто провоцирует и заставляет доносить себе – вот воистину ущербные", – заявляет Цискаридзе. Артист переносит настроения в театре на ситуацию в стране в целом и призывает: если есть желание исправить общество, нужно начинать с себя. А еще приводит цитату Довлатова: "Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов?"