47,4K подписчиков

Агния Барто - что еще стоит помнить об авторе детских стихов

Большинство русскоязычных детей начинает свое знакомство с рифмованной речью со строк "Уронили мишку на пол...", "Наша Таня громко плачет...", "Зайку бросила хозяйка...". Эти стихи уже несколько поколений российских детей впитывает буквально с молоком матери. Однако о самой поэтессе Агнии Барто мы почти ничего не знаем. А жаль.

Со стороны создается впечатление, что ее жизнь полна противоречий и неточностей. Однако те, кто лично был знаком с Агнией Львовной, были уверены: в любой ситуации она была искренней. И если оценивать ее действия с позиции эмоций, а не рассудка - все становится просто и понятно.

Агния Барто в молодости.
Агния Барто в молодости.

Однажды Агния Львовна сказала: "Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может". Сама Барто в таком напряжении, на грани надрыва, провела практически всю осознанную жизнь. Всякий раз, взявшись за дело, она отдавалась ему вся. Это был ее образ жизни.

Чему верить?

В разных источниках биографические сведения об Агнии Барто (Воловой в девичестве) существенно отличаются.

Так, Википедия утверждает, что будущая поэтесса появилась на свет 4(17) февраля 1901 года в Ковно (Каунасе). В других источниках говорится, что девочка родилась в Москве 2 (15) марта 1906 года. Хронология последующих событий указывает на верность именно этой даты.

Однако и она оказывается неточной. По воспоминаниям дочери Агнии Львовны, мама приписала себе год, стремясь скорее устроиться на работу: в трудный период Гражданской войны это был шанс спастись от голода, получая скудный паек - селедочные головы, на которых варили суп.

Выходит, что родилась Агния Львовна Барто в 1907 году. Уж в марте или в феврале - не столь важно.

Агния Барто всегда с удовольствием общалась с детьми.
Агния Барто всегда с удовольствием общалась с детьми.

А что же с местом рождения? Москва или Ковно? Здесь стоит отметить, что Воловы были евреями и подпадали под Указ о черте оседлости, принятый в России еще со времен Екатерины II. Действие этого Указа практически исключало проживание евреев в обеих столицах. Незначительные смягчения стали вводиться лишь с 1879 года. В частности, жить в городах за чертой оседлости позволялось лицам с высшим образованием (в первую очередь это касалось врачей любой специализации).

Видимо, именно это обстоятельство позволило семье Воловых переехать в Москву. Но о том, когда именно они сменили Ковно на столицу - до рождения дочери или позже, - нигде в биографиях не сказано.

Балерина в семье медиков

Лев Николаевич Волов - отец Агнии - был ветеринарным врачом. Мама - домохозяйка. Но другие мужчины в семье были врачами, специалистами высокой квалификации. Например, дядя Агнии Барто - известный физиолог и гигиенист Исаак Ааронович Дембо, двоюродный брат - российский, а позднее советский врач-оториноларинголог и фтизиатр Григорий Ильич Блох. В 1906 году Григорий Блох открыл в Ялте туберкулезную лечебницу и частный санаторий, где лечил и исследовал болезни горла. После революции этот комплекс стал основой государственного Института климатологии и туберкулеза (позднее был преобразован в НИИ физических методов лечения и медицинской климатологии им. И.М. Сеченова). Григорий Ильич, перестав быть собственником, оставался руководителем клиники при институте с 1924 по 1936-й.

Однако пример родных не вдохновлял юную Агнию - точные науки и медицина ее не привлекали. Вместо этого она, еще учась в гимназии, начала писать стихи (отец критиковал их за несоблюдение классической размерности) и с упоением танцевала. В Москве Агния осваивала курс в балетной школе Лидии Ричардовны Нелидовой.

Профессиональный выбор выпускницы хореографического училища определил нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский, присутствовавший на одном из театральных вечеров в училище. Юная Агния Волова в тот вечер читала со сцены стихи собственного сочинения. Послушав ее выступление, Луначарский рекомендовал ей стать не танцовщицей, а поэтом.

Агния Барто училась в балетной школе, окончила хореографическое училище.
Агния Барто училась в балетной школе, окончила хореографическое училище.

Этот совет Агния приняла отнюдь не сразу: в течение года после окончания училища она работала в балетной труппе. Однако в 1925-м коллектив, воспользовавшись зарубежными гастролями, в полном составе отказался возвращаться в Советскую Россию. Барто, остававшаяся в Москве, вынуждена была искать новое место работы. Тогда-то она и вспомнила про рекомендацию народного комиссара просвещения.

Много времени для этого ей не потребовалось: в том же 1925 году ее первые публикации увидели свет.

Ранний брак

Уже в 1924-м Агния вышла замуж. С избранником девушка познакомилась в балетной школе: Павел Барто посещал занятия в студии своей тети, Лидии Нелидовой.

Но еще больше, чем танцы, их сблизила поэзия: среди ранних стихотворений, опубликованных в сборниках Агнии Львовны, есть те, что были написаны ими в соавторстве.

Агния Львовна и Павел Николаевич Барто.
Агния Львовна и Павел Николаевич Барто.

Павел Николаевич Барто, через всю жизнь пронеся страсть к поэзии, стал профессиональным литератором. Начиная с 1926 года в печати постоянно появлялись его стихи и проза. В 1930-е он работал редактором в Детском издательстве, а с 1941 по 1960-й был редактором газеты Северного флота.

В 1927-м на свет появился сын. Мальчика назвали в честь писателя Эдгара По - Эдгаром. Но в семье звали Гариком, а для окружающих он быстро стал Игорем.

Брак с Павлом Николаевичем продлился всего 6 лет. Поговаривали, что причиной разлада стала ревность супруга к творческим успехам жены. Впрочем, дело могло быть и просто в эмоциональности и молодости обоих супругов. При этом Павел Николаевич после развода с Агнией Львовной еще 4 раза пытался создать семью, но неудачно.

Агния Львовна смогла найти свое женское счастье, выйдя замуж второй раз. С Павлом Барто она на всю жизнь сохранила дружеские отношения. Бывший супруг активно участвовал в воспитании сына.

А еще Агния Львовна на всю жизнь сохранила фамилию - звучную и простую для запоминания. Ту самую, под которой ее знают и любят по сей день.

Счастливый союз

Вторым супругом Агнии Барто стал инженер, теплоэнергетик, доктор технических наук, член-корреспондент АН СССР Андрей Владимирович Щегляев. Однако, все эти регалии пришли гораздо позже. А в 1930-м недавний выпускник МВТУ Андрей Щегляев работал на кафедре сопротивления материалов в только что организованном Московском Энергетическом институте.

Начинающему ученому и детской поэтессе удалось создать удивительно гармоничный и прочный союз.

Агния Барто и Андрей Щегляев.
Агния Барто и Андрей Щегляев.

В 1933-м в семье родилась единственная дочь Таня. Как и отец, Татьяна Андреевна выбрала для себя техническую специальность: окончила Энергетический институт, работала в Центральном НИИ Комплексной автоматизации, стала кандидатом технических наук. По сей день Татьяна Щегляева живет в квартире родителей и остается главным хранителем творческого наследия своей мамы.

Татьяна Андреевна вспоминала, что как-то шла с мамой по улице и задала какой-то вопрос. Барто ответила: «Подожди, я пишу». Дочь, ещё не понимавшая, что поэт – это не профессия, а образ жизни, удивилась: «Как же ты пишешь, когда гуляешь?».

К этой постоянной занятости в семье относились с пониманием. Мама была главной в доме, но при этом близкие старались оградить ее от любых бытовых мелочей. Справиться с этой задачей помогали мама Андрея Владимировича Наталья Гавриловна и няня Домна Ивановна.

Няня появилась рядом с Агнией Барто с рождением Эдгара. После развода пары Домна Ивановна осталась с молодой мамой. Затем вошла в ее новую семью, так и не создав собственной, всю свою жизнь пробыла рядом с Агнией Львовной и ее детьми.

Агния Барто львиную долю своего времени посвящала работе: писала стихи и сценарии к кинофильмам, снималась на телевидении, готовила авторскую программу на радио, работала в Союзе писателей. Дверь ее дома была открыта для всех: в гости приходили поэты и писатели - у них всегда было множество вопросов к Агнии Львовне, со всех концов страны к ней ехали за помощью люди - и для всех она находила силы.

Свекровь и няня тем временем пекли пироги, обучали подрастающих детей грамоте, гуляли и играли с ними. Наталья Гавриловна Щегляева учила с внуками не только русский: отлично владея французским и немецким, она преподавала и их, как когда-то своему сыну Андрею. Благодаря занятиям с бабушкой Таня пошла в школу сразу во 2 класс.

Андрей Щегляев и Агния Барто с дочерью Таней.
Андрей Щегляев и Агния Барто с дочерью Таней.

Однако Гарик и Таня никогда не страдали от недостатка маминого внимания - ее тепла и любви хватало на всех. Каким-то образом, вопреки своей занятости, она руководила всем. Любой серьезный вопрос решался только с ее участием. Это было стержнем, главным правилом в семье.

В своих воспоминаниях Татьяна Андреевна всегда подчеркивала: родители искренне любили друг друга. Гармонию между ними разрушил лишь уход из жизни Андрея Владимировича в 1970-м.

Андрей Владимирович Щегляев и Агния Львовна Барто пронесли теплые чувства друг к другу через всю жизнь.
Андрей Владимирович Щегляев и Агния Львовна Барто пронесли теплые чувства друг к другу через всю жизнь.

Поэтесса-токарь

С первых дней войны Агния Барто просила руководство дать ей командировки на фронт. Однако Союз писателей категорически отказывал поэтессе в этом стремлении.

Из столицы Барто отправили вместе с детьми в эвакуацию в Тамбов, где жила ее мама Мария Ильинична. Позднее, когда Андрея Владимировича как ценного технического специалиста эвакуировали в Свердловск, семья переехала к нему.

Сидеть без дела Агния Барто не умела. Из Свердловска она постоянно ездила в столицу, навещая раненых в московских госпиталях, пытаясь добиться командировки. В итоге ей это удалось: несколько раз она ездила на передовую, читала стихи бойцам. Детские стихи были как луч света для солдат, измученных кошмарами войны. Слушая Агнию Львовну, они вспоминали о доме, своих детях, любимых - и на душе становилось легче.

В 1942 году Агния Барто поделилась с Павлом Бажовым своим желанием написать о том, как работают на оборонных заводах подростки и женщины. Она призналась, что очень хочет рассказать об их подвиге, но не знает, с какой стороны подступить к теме. "А вы пройдите с ними весь их путь от училища до завода. Не со стороны наблюдайте, а учитесь вместе с ними их делу, тогда поймете", - подсказал ей знаменитый уральский писатель.

Вдохновленная этой идеей, она пошла на курсы, освоила профессию токаря, вышла работать на завод. Позднее, когда Агния Барто писала книгу "Идет ученик", она не понаслышке знала, о чем пишет: у поэтессы был личный опыт работы токарем II разряда.

Невосполнимая потеря

Гарик с раннего возраста радовал маму творческими способностями. Мальчик занимался музыкой, подавал надежды как композитор. В то же время он прекрасно рисовал и танцевал. Знатоки прочили ему отличную карьеру в сфере искусства.

Война внесла свои коррективы: отказавшись от музыки и танцев, Эдгар пошел на курсы летчиков. Он спешил выучиться на пилота, чтобы успеть на фронт, бить врага.

Эдгар (Гарик) Барто.
Эдгар (Гарик) Барто.

Поставленной цели достичь не удалось: с курсов Гарика отчислили из-за появившихся проблем с желудком. Да и эвакуация завершилась, семья из Свердловска вернулась в Москву.

Но отказываться от неба Эдгар уже не хотел, поэтому поступил в авиационный институт.

Увы, и этой мечте не суждено было сбыться. 4 мая 1945 года 18-летний Гарик во время прогулки на велосипеде столкнулся с грузовиком, выезжавшим из-за угла. Упав, подросток ударился виском о бордюр. Cмepть наступила мгновенно.

Эта личная трагедия навсегда омрачила для Агнии Барто счастливые для всей страны дни Победы. Тем не менее, она не замкнулась в своем горе. С помощью близких и погружения в творчество Агния Львовна сумела преодолеть боль невосполнимой утраты, продолжила работу.

Найти человека

Справившись с ударом, Агния Барто стала активно ездить по детским домам, общаться с ребятами, потерявшими родителей. По впечатлениям от этих встреч в 1947-м родилось одно из самых печальных ее произведений - "Звенигород".

Среди откликов на публикацию было письмо женщины из Караганды. Она ни о чем не просила поэтессу. Просто рассказала о том, как война разделила ее с 8-летней дочерью.

Эта история настолько сильно задела Агнию Львовну, что она сразу взялась за поиски. И... нашла девочку!

Радостная весть облетела советские издания, первым среди которых был журнал "Огонек". После этого на Барто обрушился шквал писем от людей, мечтавших найти своих близких. Дети искали родителей, родители - детей, братья - сестер.

Агния Барто в момент работы над выпуском передачи "Найти человека".
Агния Барто в момент работы над выпуском передачи "Найти человека".

Вспоминая те годы, Татьяна Андреевна Щегляева рассказывала, что коридор их квартиры напротив Третьяковки был заставлен коробками и чемоданами, полными писем.

"Мама все их читала, - рассказывала она. - Когда информации было достаточно, она сразу шла в официальные организации, оформляла заявки на розыск. В самых трудных, почти безнадежных случаях бралась за поиски сама".

Каждого, кто приходил к ней домой, Агния Львовна всегда с участием выслушивала, расспрашивала, записывая каждую важную деталь, на которую можно было опереться в поиске.

Из этих писем родилась передача "Найти человека", которую Агния Барто последующие годы вела на радио. В эфире она зачитывала приходившие к ней письма, рассказывала истории, которые узнала. Из воспоминаний собеседников выбирала моменты, о которых невозможно забыть.

Ребята, с которыми она общалась в детских домах, рассказывали о том, что помнили из своей мирной еще жизни: кто-то рассказывал про любимую игрушку, кто-то - про обстановку в доме, о соседях и друзьях, приходивших в гости. Каждый старался вспомнить яркие моменты своей счастливой довоенной жизни. Эти фрагменты помогали людям найти друг друга даже тогда, когда были неизвестны фамилии и географические данные.

25-минутная передача "Найти человека" выходила на радио регулярно с 1965 по 1973 годы. За эти годы, по подсчетам Барто, 927 семей смогли воссоединиться благодаря ее усилиям. Постепенно поток писем иссяк - "эхо войны" стихло, радиокомитет закрыл программу по причине ее невостребованности.

Честность или бюрократия

"Искала людей и травила коллег" - так не раз отзывались об Агнии Барто. В частности, обиду на поэтессу в своих воспоминаниях высказывала Лидия Корнеевна Чуковская. Она осуждала Агнию Львовну за выступления на писательских съездах, где Барто критиковала ее саму и отца, за участие поэтессы в исключении Лидии Чуковской из Союза писателей. Дочь Чуковского обвиняла Барто в предательстве, содействии бюрократической машине, называла "на все способной".

Однако те, кто хорошо знал Агнию Львовну, были уверены: она всегда была искренней. Если уж называла очерки Лидии Чуковской "злой антисоветчиной", значит, и в самом деле так считала. Если уж критиковала военную сказку Корнея Чуковского "Одолеем Бармалея!", написанную в 1944-м, значит, действительно видела в ней недоброе для советских ребят. Но вместе с тем, Барто всегда уважала мнение Чуковского и называла его своим другом.

Агния Барто на выступлении в Союзе писателей.
Агния Барто на выступлении в Союзе писателей.

Именно искренность была причиной того, что Агния Львовна не держалась на должностных постах в Союзе писателей. Она открыто заявляла о несогласии со многими указаниями, поступающими сверху, и делала это часто. Нередко поэтесса открыто шла против системы, рискуя и положением и жизнью. Например, когда вместе со Львом Абрамовичем Кассилем помогала семье репрессированной Евгении Таратуты. А в 1936-м открыто выступала в защиту Бориса Пастернака, в тот момент попавшего в опалу.

Барто всегда была открытой и эмоциональной. Татьяна Андреевна рассказывала, что каждое новое стихотворение мама стремилась прочесть каждому, кто оказался рядом и согласился слушать - будь то близкий человек или совершенно случайный собеседник. Ей важно было видеть реакцию, знать мнение. В зависимости от этого она что-то переделывала, искала новые образы, подбирала рифмы.

Она читала свои стихи по телефону Льву Кассилю, Светлову. Фадеев, будучи секретарем Союза писателей, в любое время, если она звонила и спрашивала: "Ты можешь послушать?", отвечал: "Стихи? Давай!".
Также и Сергей Михалков мог среди ночи позвонить маме и в ответ на ее сонно-тревожное: "Что-то случилось?" ответить: "Случилось: я написал новые стихи, сейчас тебе прочту!"... Мама была дружна с Михалковым, но это не мешало им яростно обсуждать судьбы детской литературы! По накалу страстей мы безошибочно определяли, что мама говорит с Михалковым! Трубка прямо раскалялась!

Сценарист

Стихи - основа творческого наследия Агнии Барто. Но, кроме них, она создала сценарии к нескольким художественным и мультипликационным фильмам. Среди ее работ - любимые зрителями СССР картины "Подкидыш" и "Алеша Птицын вырабатывает характер".

Агния Барто на встрече с пионерами.
Агния Барто на встрече с пионерами.

Сценарий ленты "Подкидыш" писался в соавторстве с Риной Зеленой. Опыта работы с кинематографом у подруг не было, идея создать историю для фильма родилась стихийно. Естественно, не было и никакой предварительной договоренности со студией. Но наработанный материал "Мосфильм" принял сразу, без единой правки.

Некоторые спонтанные доработки делались уже в ходе съемок. Например, знаменитая фраза героини Фаины Раневской "Муля, не нервируй меня" зародилась именно на площадке. Фаина Георгиевна произнесла ее не по сценарию, а между дублями, адресовав "экранному мужу". Барто, случайно услышав, пришла в восторг и включила в диалог персонажей.

Училась у детей

Чутко улавливать то, что и как говорится вокруг, - и взрослыми, и детьми, - вообще было характерно для Агнии Барто. Наблюдая за детскими играми, общаясь с ребятней разного возраста, она находила темы для своих произведений. Для этого она намеренно останавливалась "передохнуть" невдалеке от детских площадок, приходила в школы и детские сады, представляясь сотрудником отдела образования. Она с искренним интересом вслушивалась в речь ребят, вникала в их радости и огорчения.

Агния Барто с внуком Володей.
Агния Барто с внуком Володей.

При этом она почти никогда не ходила в школу к дочке, стараясь не показываться на глаза ни педагогам, ни родителям одноклассников Тани. "Мама порой даже забывала, в каком классе я учусь", - рассказывала Татьяна Щегляева. Стоит заметить, что училась девочка хорошо и поводов лишний раз приходить к директору или классному руководителю не давала.

Поступала так Агния Львовна отнюдь не потому, что ее не интересовала жизнь дочери. Дома Таня могла обсудить с мамой все, что ее заботило. А вот хвалиться известностью мамы ей не позволялось. О том, что мама Тани Щегляевой "та самая Агния Барто", знали только самые близкие друзья, приходившие к ним в гости.

Стихи для внуков

Интересный факт: Агния Барто никогда не посвящала стихов своим детям. Даже знаменитое "Наша Таня громко плачет" никакого отношения к дочери не имеет - строки были написаны за 3 года до появления девочки на свет. Не было посвящений и рано ушедшему из жизни сыну.

Татьяна Щегляева с дочерью Наташей.
Татьяна Щегляева с дочерью Наташей.

Трагедия, произошедшая с Гариком, навсегда поселила в сердце поэтессы тревогу за близких. С того дня в семье было принято строжайшее правило не разлучаться надолго, всегда знать, кто и где находится. Поэтому, даже выйдя замуж, Татьяна Андреевна продолжала жить с родителями. На глазах у бабушки росли внуки - Володя и Наташа.

И вот для внуков бабушка стихи писала! Может быть, не напрасно говорят, что "внучат любят больше детей". Так, написать стихотворение "Мы не заметили жука" вдохновила Наташа. А "Капризные ерши" посвящены Володе. Не исключено, что цикл "Вовка - добрая душа", написанный в 1962-м, также посвящен внуку.

Татьяна Андреевна Щегляева часто проводит встречи с детьми, рассказывает им о своей маме, читает ее стихи.
Татьяна Андреевна Щегляева часто проводит встречи с детьми, рассказывает им о своей маме, читает ее стихи.

С внуками Агния Барто проводила все свое свободное время. С удовольствием читала им свои стихи, рассказывала о художниках. Именно она сумела привить у внучат интерес к искусству и литературе. Учила она их и танцам, мечтая, что Володя, как когда-то она сама, пойдет в хореографическое училище.

Однако эти мечты не сбылись. Никто из потомков Агнии Львовны не пошел и в литературу.

  • Дочь Татьяна Андреевна, как и отец, Андрей Владимирович Щегляев, стала инженером.
  • Владимир, внук Агнии Барто, окончил механико-математический факультет МГУ, защитил степень кандидата наук, стал преподавателем математики.
  • О внучке Наташе, к сожалению, не удалось найти никаких сведений.

Однако известно, что род Агнии Барто и Андрея Щегляева продолжают восемь правнуков и праправнуки. Правда, лишь старшую правнучку, Асю, родившуюся в январе 1981-го, Агния Львовна успела подержать на руках.

Слабое сердце - сильная душа

Агния Львовна Барто ушла из жизни 1 апреля 1981 года. За месяц до этого она еще танцевала, отмечая свой юбилей - 75 лет.

"Мама до конца жизни была очень энергичной, - рассказывала Татьяна Щегляева, - ездила в командировки, даже в пожилом возрасте играла в теннис, танцевала. Помню ее, танцующей на своем 75-летии... А через месяц ее увезли в больницу. Как думали сначала, с легким отравлением. Оказалось — инфаркт. В последний день марта маме стало как будто легче, она просила перевести ее в палату с телефоном: мол, так много дел и забот! Но на следующее утро ее сердце остановилось..."

Посмертное исследование показало, что у Агнии Львовны были слабые сосуды сердца. Медики были удивлены, что при таком состоянии она смогла прожить столь насыщенную и довольно продолжительную жизнь.

А жизнь у Агнии Барто действительно получилась яркая. Она успела сделать многое, что кажется не по силам обычному человеку. И всегда все принимала близко к сердцу, каждую ситуацию переживая, как свою. Поэзия была не просто ее профессией - она была ее жизнью.

Детские писатели СССР на встрече с маленькими читателями.
Детские писатели СССР на встрече с маленькими читателями.

Сейчас Татьяне Андреевне Щегляевой 91 год. Продолжая жить в квартире родителей, она поддерживала ее в прежнем виде. Рабочий кабинет мамы стал своеобразным музеем поэтессы, где сохранились ее фото, дневники, рабочие записи. Татьяна Андреевна не раз высказывала уверенность, что ее дети будут столь же бережно относиться к наследию бабушки.

***

Многие стихи Агнии Барто нынешним детям уже сложно понять. Им приходится объяснять, кто такие октябрята и пионеры, кто такой Ленин. Но значительная часть стихов будет актуальна всегда - пока в нашей стране появляются дети.

Прочитав статью, поставьте лайк, чтобы она нашла новых читателей! Вам не трудно, а каналу полезно)))))
Просьба в комментариях соблюдать корректность по отношению к собеседникам, даже если ваши точки зрения не совпадают.
Подписка на канал приветствуется.
Поддержать канал можно донатами на Юмани https://yoomoney.ru/to/410016927954213. Спасибо!