Уверен, при упоминании словосочетания «Петербургский ангел», воображение многих тут же рисует Александровскую колонну или шпиль Петропавловского собора, на вершине которых оные небесные покровители града Петра обитают.
Однако должен разочаровать знатоков, настоящий «Петербургский ангел» к данным величественным объектам никакого отношения не имеет, ибо возник он по историческим меркам недавно, в октябре 2012 года, и разместился не на шпиле или колонне, а на обычной деревянной скамейке, что находится в маленьком садике.
Спрашивается, отчего такое «невыдающееся» местоположение? Ответ на удивление прост, «Петербургский ангел» очень скромен и не любит выставлять себя напоказ, к тому же он занят важным делом, читает любимую книгу.
— Читающий ангел?! – С недоумением произнесут многие.
Представьте, бывают ангелы и такими, в шляпе, в стареньком пальто, под зонтом, но с крыльями за спиной.
Про таких ещё говорят — «Божий одуванчик». Он тих, безобиден, ни с кем не ссорится и не враждует, настоящий ангел. А создал его современный скульптор Роман Шустров, в облике маленького человечка с книгой в руках и с крыльями за спиной художник стремился отобразить ушедшею эпоху.
Скульптура «Петербургский ангел» посвящена старикам из моего ленинградского детства, носителям особенной душевной культуры и интеллигентности. Эти старики, пережив все невзгоды первой половины 20-го века (гражданскую войну, голод, сталинские репрессии, блокаду, потерю родных и друзей), сохранили в себе оптимизм. Они восстанавливали наш город из руин.
Это удивительное поколение, пройдя через невероятные испытания выпавшего на их долю сурового времени, приобрело мудрость, свойственную возрасту, но каким-то чудом сохранило юношескую непосредственность, жизнерадостность и живой интерес к людям.
К сожалению, этот образ почти исчез из нашей жизни. Но детство каждого из нас было украшено встречами с этими добрыми стариками. — сказал Роман Шустров в день открытия своей скульптуры в Измайловском саду.
Мне посчастливилось познакомиться с Петербургским ангелом. То было зимой, в почти обычный для этого времени года промозглый и серый день. Не считая молодой матери с ребёнком, расположившейся на соседней скамейке, мы были совершенно одни. Пара не обращала на меня никакого внимания. Женщина была погружена в смартфон, а её ребёнок отрешённо глядел в сторону, думая о чём-то своём. Было так тихо, что казалось, огромный город исчез, растворился вместе с грохочущими механизмами и многочисленными жителями, оставив после себя совершенно другой Мир, некую загадочную и необитаемую планету.
Я попытался представить её, на ум пришла история об астероиде В-612. Теперь мне стало понятно, какую книгу читал Петербургский ангел, а ещё через мгновение стало известно его настоящее имя...
P.S. В мае 2020 года Роман Шустров умер от коронавируса. Ему шёл шестидесятый год.