"Маршрут для прогулки: улица Пестеля меж двух соборов." Преображенский собор.

1,3K прочитали
Улица Пестеля – улица уникальная, неповторимая: она и начинается Храмом, и заканчивается тоже Храмом... хотя нет: не заканчивается!

Улица Пестеля – улица уникальная, неповторимая: она и начинается Храмом, и заканчивается тоже Храмом... хотя нет: не заканчивается! Такая удивительная улица просто не может «закончиться», поэтому, перейдя через Литейный, улица Пестеля буквально «охватывает», «обнимает» Преображенский собор, и лишь затем «распадается» на улицу Рылеева и Манежный переулок. И есть в этой топографии тоже что-то символическое: нет, не может такая замечательная улица взять и «просто закончиться».

Вообще, панорама Преображенского собора в перспективе улицы Пестеля – одна из лучших в Питере, если брать его «непарадную» часть. Ну в том смысле, что есть виды парадные, «открыточные», Дворцовая, Исаакий, Медный Всадник, Стрелка – но есть и замечательные виды, которые вроде на открытку не поместишь, и экскурсантов, чтобы специально поглядеть, к ним не возят, но взглянуть на них – стоит. И не просто «мельком», а именно остановиться, полюбоваться, и о чем-то подумать... Посмотрим же скорей!

Улица Пестеля – улица уникальная, неповторимая: она и начинается Храмом, и заканчивается тоже Храмом... хотя нет: не заканчивается!-2

Ну а теперь – вперед, к Преображенскому храму!

Назван собор, как вы понимаете, по празднику Преображения Господня (19 августа по нашему стилю), но не совсем «напрямую». Примерно так же, как и Невский проспект: Невский он не «прямо» от Невы, а от Александро-Невской лавры, к которой проспект ведет. Вот и с Преображенским собором тоже где-то подобная топонимическая «двухходовочка», слушайте, это очень интересная история! Вообще-то я не историк, конечно, поэтому расскажу, как я понимаю, и своими словами.

Пётр Первый, как мы прекрасно знаем – совершил массу самых «прорывных» дел, и вообще круто изменил самый вектор всей Российской истории. В одном только не преуспел Пётр Алексеевич – не оставил он достойного наследника и продолжателя своих трудов. Соответственно, после кончины Царя в «верхних эшелонах власти» возникло определенное брожение и разного рода разногласия, результатом чего вскоре стало воцарение Анны Иоанновны (она Петру Алексеевичу племянница), потом пресловутая «бироновщина», а затем и вовсе некто Анна Леопольдовна, которая к российскому престолу та самая «седьмая вода на киселе».

Конец этому «броуновскому движению» в верхах положила Елизавета Петровна, которая, на минуточку, Петру Первому все-таки родная дщерь, хотя сперва и незаконная, ибо Марта Скавронская (будущая Екатерина Первая) родила ее за пару лет до официального бракосочетания, но в итоге дочь все-таки «привенчанная», то есть, вступившая в законные права наследства.

Соответственно, однажды, а именно одним ноябрьским (по старому стилю) днем 1741 года, заручившись поддержкой гренадерской роты Преображенского полка, будущая Императрица Елизавета организует «маленький победоносный переворот» и восходит на российский престол...

«– Вы знаете, кто я? – спросила она солдат, – Хотите следовать за мною?»

«– Как не знать тебя, матушка-цесаревна? Да в огонь и воду за тобою готовы!..»

Что характерно, именно в тот раз не потребовалось ни огня, ни воды: переворот прошел абсолютно без жертв, и это если не единственный, то явно редчайший пример во всей Мировой Истории! Да и в дальнейшем царствование «Весёлой Елисавет» обходилось без применения «высшей меры социальной защиты», во всяком случае, по политическим делам и на высшем уровне. И это уже в середине 18 века! Тут «просвещенной Европе», в которой в ту пору головы летели во все стороны – еще бы поучиться гуманизму у «лапотной» России. Ну а политический курс дочери Петра был очевиден: «Служите мне, как служили моему отцу!»

Улица Пестеля – улица уникальная, неповторимая: она и начинается Храмом, и заканчивается тоже Храмом... хотя нет: не заканчивается!-3

Естественно, деятельное участие Преображенского полка было должным образом отмечено. Казармы преображенцев располагались по левой стороне Литейного проспекта... Да, Литейный уже тогда был Литейным, это ведь одно из самых первых названий в Санкт-Петербурге! В общем, летом 1743 года происходит закладка Собора, и первый кирпич в основание укладывает сама Государыня, не забыв, само собой, даровать и дворянство всем непосредственным участникам своего счастливого воцарения. Ну а освящается Собор, естественно, в честь праздника Преображения, а полное его название – Собор Преображения Господня всей гвардии.

Автор изначального проекта – замечательный русский архитектор Михаил Григорьевич Земцов. «Изначального» – потому что почти сразу после начала строительства Земцов умирает... Увы, но такова Жизнь: и свой проект будущего Аничкова дворца ему тоже не удается воплотить, и вообще многие его творения оказываются впоследствии разрушенными, и даже могила Земцова считается утраченной... Из того немного, что сохранилось до наших дней – Церковь Симеона и Анны на улице Белинского, это совсем рядом с улицей Пестеля. Слушайте, я обязательно проведу вас и по улице Белинского, и про Земцова еще обязательно вспомним! Но пока вернемся к Преображенскому собору.

В общем, достраивает Храм П.А.Трезини, в организации внутреннего убранства принимает деятельное участие сам Растрелли, и 5 августа 1754 происходит торжественное освящение.

Как выглядел тогда Храм? Если верить некоторым источникам, то достоверных, «верифицированных» изображений и вообще не осталось, но по некоторым данным – выглядел он примерно так. Во всяком случае, каноническое русское Пятиглавие точно присутствовало.

Улица Пестеля – улица уникальная, неповторимая: она и начинается Храмом, и заканчивается тоже Храмом... хотя нет: не заканчивается!-4

Почему «тогда»? Увы, быть может, сказалась «карма Земцова», а может и банальное нарушение правил техники безопасности – но в 1825 году во время планового ремонта Собор сгорает... Не прямо «дотла», вынести святыни и утварь люди успевают – но в остальном от первой постройки остаются лишь закопченные стены...

За восстановление Собора берется вновь один из лучших архитекторов – Василий Стасов, который решает задачу в стиле принятого тогда классицизма, и решает прекрасно. Собственно, именно творением Стасова мы любуемся и сегодня. Тем более, что в процессе постройки как раз «подоспела» победа в очередной Русско-турецкой войне. «Собор всей гвардии» – и в него свозятся трофеи, добытые доблестным Русским воинством и в Европе, и в Азии. Ну а самые заметные, ну просто потому, что самые первые, которые видишь – это «плененные» турецкие пушки, причем турки давали своим орудиям персональные имена: «Гром извергающий», «Приношу лишь смерть», «Гнев Аллаха» – нет-нет, ребята, уже не против России, уже никогда. Потому что у пушек просверлена казённая часть, и установлены они жерлами вниз. Очень, очень символичная ограда у Гвардейского Собора!

Улица Пестеля – улица уникальная, неповторимая: она и начинается Храмом, и заканчивается тоже Храмом... хотя нет: не заканчивается!-5

Да, когда-то в храме хранились многочисленные воинские реликвии. В Советское время многие из них «переехали» в различные музеи, но они не пропали, нет: потому что Слава Русского оружия – это навсегда, это от политического строя не зависит. И навсегда в Соборе – памятная доска с именами павших в боях офицеров-преображенцев, с самого основания Преображенского полка в 1702 году...

Возможно, именно «воинская составляющая» и помогла Собору выстоять в самые непростые времена: Преображенский собор – один из очень немногих храмов страны, который никогда не закрывался. И даже во время Блокады он продолжал нести свою службу. И духовную, и воинскую: в подвальных помещениях было оборудовано бомбоубежище, а в самом храме стояли койки, где выхаживали раненых бойцов и ленинградцев.

Улица Пестеля – улица уникальная, неповторимая: она и начинается Храмом, и заканчивается тоже Храмом... хотя нет: не заканчивается!-6

Вот такой он, Преображенский собор. На который стоит не только посмотреть: стоит подойти поближе, зайти в сам Храм... и о многом вспомнить, и о многом подумать.

На страничке «Отель Оболенский Санкт-Петербург» – интересные истории, наблюдения, лирические зарисовки и путевые заметки, и наши собственные, и гостей нашего отеля. О Санкт-Петербурге, об улицах и проспектах, о реках и каналах, о домах и мостах – и, конечно, о самых замечательных людях Питера. «Санкт-Петербургу – с любовью». Ставьте лайк, подписывайтесь – новые интереснейшие истории совсем скоро.

Отель «Оболенский» - для всех, кто приезжает в Петербург. Для кого каждая поездка – это еще и встреча с прекрасным городом и его удивительной историей, увлекательное путешествие по его прошлому и настоящему. Отель «Оболенский»: история в ультрасовременном прочтении. https://obolenskyhotel.ru/