Найти тему

«Любовь и голуби» – это наш культурный код

276 прочитали

Юлия Меньшова рассказала о малоизвестных фактах съемки легендарной комедии

Юлия Меньшова рассказала о малоизвестных фактах съемки легендарной комедии Пьеса черемховского драматурга Владимира Гуркина вдохновила на съемки фильма оскароносного режиссера Владимира Меньшова.

Пьеса черемховского драматурга Владимира Гуркина вдохновила на съемки фильма оскароносного режиссера Владимира Меньшова. «40 лет уже прошло, а люди все плачут и смеются, когда смотрят «Любовь и голуби». Многие говорили, что папа снимает фильм на год. А ему удалось создать русский культурный код», – поделилась впечатлениями телеведущая и актриса Юлия Меньшова, когда вместе с иркутянами посмотрела легендарную картину. На творческой встрече, которая прошла в рамках фестиваля культуры «Энергия», организованном компанией Эн+, гостья рассказала некоторые подробности со съемочной площадки.

Неочевидный выбор

Юлии было 13 лет, когда ее отец приступил к съемкам фильма «Любовь и голуби». Актриса вспомнила, что после зрительского успеха «Москва слезам не верит» его сложно было чем-то заинтересовать, он все время что-то искал.

– Среди режиссеров есть разные мнения. Одни уверены, что надо просто снимать любой фильм, то есть что дали, то и делай. Папа относился к тем людям, кто именно искал свой материал, ждал, когда сердце отзовется. В то время в кинематографической среде считалось, что «Москва слезам не верит», несмотря на то, что фильм получил «Оскар», – это такое индийское кино, которое всякий может снять. Невысокого мнения были и о работах Леонида Гайдая, чьи фильмы наш зритель знает наизусть. Равняться надо было на Тарковского, – отметила актриса.

Когда Владимир Меньшов смотрел спектакль «Любовь и голуби», поставленный на сцене прославленного московского театра «Современник», то поймал себя на том, что у него меняется настроение: он то плачет, то смеется, то снова плачет и вновь смеется. Домой режиссер вернулся с убеждением: «Я нашел тот материал, который хочу делать».

Сегодня трудно представить отечественный кинематограф без «Любовь и голуби», кажется, что фильм всегда был с нами. А в то время, поясняет дочь режиссера, это был совершенно неочевидный выбор. Многие посчитали решение Владимира Меньшова крайне странным. Но поскольку в его активе был успех ленты «Москва слезам не верит», то махнули рукой и сказали: «Пусть снимает».

– Мне кажется, что даже руководство «Мосфильма» считало «Любовь и голуби» проходным материалом. Мол, получим удовольствие от него в тот год, когда фильм выйдет в прокат. И никто даже предположить не мог, что он останется с нами надолго. Через два года будет сорок лет, как картина вышла на экраны. Оказалось, что «Любовь и голуби» – это наш культурный код», – подчеркнула Юлия Меньшова.

«Хрясь – и в таз»

Сначала кино хотели снимать в Листвянке, на Байкале, чтобы было ближе к месту возникновения самой истории. Василий и Надежда Кузякины – это настоящие имена героев пьесы, они жили в Черемхово по соседству с родителями Владимира Гуркина. Но из-за трудностей в логистике от этого варианта пришлось отказаться. В итоге остановились на городе Медвежьегорск в Карелии. Съемочной команде показалось, что «природа в каком-то смысле похожа».

Юлия Меньшова рассказала о малоизвестных фактах съемки легендарной комедии Пьеса черемховского драматурга Владимира Гуркина вдохновила на съемки фильма оскароносного режиссера Владимира Меньшова.-2

– Дом, который есть в фильме, был таким изначально. Художник дополнил площадку некоторыми элементами. Например, была построена голубятня, сделан деревянный настил. А вот сцены внутри дома снимались уже в Москве, в построенных декорациях. Поэтому за хозяйской собачкой, которая успела засветиться в кадре, была послана отдельная команда в Медвежьегорск, чтобы привезти ее в столицу. Вот такое сложное дело – кино, – пояснила дочь режиссера.

«Любовь и голуби» снимали под хохот. Владимир Меньшов ценил юмор, в семье была атмосфера, что называется «мимо тещиного дома я без шуток не хожу». На съемках фильма у всей команды было чудесное настроение.

– Поскольку папа был первым зрителем, то он и начинал хохотать. Любые актерские находки как режиссер всегда поддерживал. Даже еще что-то от себя предлагал добавить, – отметила Юлия Меньшова.

Вообще, по ее словам, в картине много всего придуманного. К примеру, чуб у Владимира Меньшова, когда он играет эпизодическую роль, это перевернутый парик Раисы Захаровны. Раздаточное окно в квартире у этой героини – находка художника. Также в отличие от пьесы в сценарии фильма есть придуманная линия отдыха на курорте.

– В пьесе ничего не написано про то, что происходило с главным героем, когда он уехал на курорт. Но в фильме-то надо было это все показать. С другой стороны – папа понимал, что необходимо объяснить, чем Раиса Захаровна увлекла черемховского парня Василия. В то время в Москве был повышенный интерес к инопланетянам, экстрасенсам, филиппинским хилерам. Это все бурно обсуждали. Папу такие разговоры сильно забавляли, но он решил их использовать в фильме, чтобы показать, на что мог купиться Вася, – вспомнила Юлия Меньшова.

Образ Раисы Захаровны возник после общения Меньшова со своими друзьями. Библиотекарь по имени Наташа, по воспоминаниям актрисы, была в фарватере новомодных идей. Вместе со своим мужем она часто ужинала с семьей режиссера.

– Когда говорила Наташа, то папа впитывал каждое ее слово. Вот это: «Знаете, такие большие грустные глаза» – это ее фраза. Или еще: «Хрясь – и в таз» – тоже ей принадлежит. За такими посиделками сочинили образ Раисы Захаровны, которую должна была сыграть моя мама, но ее утвердили в другом фильме. Сценарий прочитала Гурченко и согласилась принять участие в фильме. Людмила Марковна нашла в моем отце родную душу. Актриса с увлечением отзывалась на все его советы. Удивительно, она сыграла разлучницу, но ее зрители жалеют, – сказала Юлия Меньшова.

Как дядю Митю чуть не вырезали

Если по поводу Нины Дорошиной, которая играла Надю Кузякину в постановке театра «Современник», у Владимира Меньшова не было никаких сомнений. Режиссер больше никого не видел в этой роли, кроме нее. Роль Василя в итоге сыграл Александр Михайлов. Но актер для своего персонажа был невероятно красив: высокий, худой, светловолосый, голубоглазый.

– Чтобы притушить красоту Михайлова, придумали ему особенную походку и мешковатую одежду. Помню, папа перед очередной сценой дал ему совет: «Твой герой добрый человек, но не блаженный. Такие мужики, Саш, войну выиграли», – вспомнила дочь режиссера. – Совершенно неожиданное решение было позвать на роль бабы Шуры Наталью Тенякову. Актрисе в то время было 38 лет. Если на лице у нее был грим, то свои руки ей приходилось прятать в кадре. А ее муж Сергей Юрский, который сыграл дядю Митю, в перерывах между съемками учил вместе со своей дочкой французский язык. Это он ее так к школе готовил.

Юлия Меньшова рассказала о малоизвестных фактах съемки легендарной комедии Пьеса черемховского драматурга Владимира Гуркина вдохновила на съемки фильма оскароносного режиссера Владимира Меньшова.-3

Юлия Меньшова рассказала историю про утверждение Игоря Ляха на роль Леньки. Сам Меньшов очень хотел, чтобы этого героя сыграл Александр Озеров. Молодой артист сомневался и долго тянул с ответом.

– В итоге когда все собрались в Медвежьегорске, Озеров не приехал. Тогда папа сказал: «Вызывайте Ляха». И тут вдруг появляется Озеров. Но папа принимает решение, которое очень хорошо его характеризует. Он сказал: «Отправляйте Озерова обратно, потому что вызвали Ляха». Казалось бы, в кино такое сплошь и рядом, когда артистов обнадеживают, потом в последний момент отказывают в роли. Папа считал, что так несправедливо поступать. И настоял на своем, – привела пример Юлия Меньшова.

Вообще, снятого материала было больше, чем в итоге вошло в фильм. Например, была сцена, когда дядя Митя в исполнении Юрского несется по дороге вместе со стадом коз и кричит: «Пиво привезлииииии! Пивоооооо!». Но ее пришлось вырезать из-за антиалкогольной кампании.

– Фильм мог сильно пострадать. Когда его приготовили к монтажу, то сказали полностью вырезать линию дяди Мити. Папа ответил, что он этого делать не будет. Кино отдали другому режиссеру. Тот собрал картину. В итоге руководство сдалось: «Возвращайте Меньшова», – сказала дочь режиссера.

Память в камне

Благодаря картине «Любовь и голуби» появилось три памятника. Возле скульптуры Нади и Васи в Черемхово часто фотографируются молодожены. В городе Йошкар-Ола есть монумент «Йошкин кот». На Новодевичьем кладбище, где похоронен режиссер, в этом году появились семь белоснежных голубей.

– Когда думала над памятником папе, то у меня сразу возник образ стаи голубей, символизирующих душу, свет, святой дух… Своими мыслями я поделилась со скульпторами. Вадим Несветов из Санкт-Петербурга предложил свой проект. Когда подбирали камень для памятника, я сразу обратила внимание на образец, который оказался карельским гранатом. И уже после установки монумента на кладбище я спросила у его автора, как ему удалось такое придумать? Скульптор мне ответил: «Это первый кадр «Любовь и голуби», – рассказала дочь режиссера.

Юлия Меньшова рассказала о малоизвестных фактах съемки легендарной комедии Пьеса черемховского драматурга Владимира Гуркина вдохновила на съемки фильма оскароносного режиссера Владимира Меньшова.-4

Завершая творческую встречу, Юлия Меньшова сказала, что ей нравится приезжать в Иркутск, где осталась такая красота, как деревянное зодчество. Но больше всего она ценит сибирский город за людей.

– У иркутского зрителя есть уникальное чувство собственного достоинства. За автографами здесь подходят с прямой спиной. Такая особенность вызывает у меня восхищение, – подчеркнула актриса.

Текст НАТАЛЬЯ МУСТАФИНА

Фото АЛЕКСЕЙ ГОЛОВЩИКОВ