После революции 1917 года Россия перешла с юлианского на григорианский календарь, используют его и поныне. Так появился праздник "старый новый год", а новый год празднуется перед Рождеством.
Глубоко верующие люди новый год не празднуют - это самый разгар Рождественского поста.
Убеждённые атеисты не отмечают Рождество - это религиозный праздник.
И только агностики с удовольствием празднуют все три праздника - 1, 7 и 14 января.
В дореволюционной России - периоде, о котором пойдёт речь в этой заметке,- действовал ещё юлианский календарь, и все широко, с размахом, праздновали оба праздника- сначала Рождество, а потом и Новый год.
Два в одном, или Почему хрюкали смоленские дети.
В далёкие времена на Руси 1 января отмечали сразу два праздника: Новый год и День Святого Василия Великого, которого прозвали Василий Свинятник. Не подумайте плохого - в то время это было весьма уважительное прозвище, ведь этот святой был покровителем свиней. Поэтому в знак уважения в этот праздник ставили на стол разнообразные яства из свинины. К такому столу, как считали в старину, в гости может пожаловать нечистая сила - и чтобы ее отвадить, дети залезали под стол и громко хрюкали.
Наверное, тогда и зародилась традиция варить холодец к Новому году, закрепившаяся у русских людей на века...
Сколько Дедов Морозов лучше- один или три?
Добряк Дед Мороз и снегурочка как обязательные атрибуты русского новогоднего праздника появились в советское время.
А вот в старые времена Мороз- злой, отрицательный персонаж, и было их в смоленском фольклёре целых три - братья Морозы.
...на поляне братья Морозы стоят да рядят, кому какой работой заняться. Один мороз говорит:
- Я у реки погощу, во всю реку золотой мост проложу. Да заслон в лесу сколочу.
Другой Мороз говорит:
- Я где пробегу, ковром белым устелю. Вьюгу на волю выпущу, пусть, веселая, в поле погуляет, крутит и бурчит да снег потряхивает.
Третий Мороз говорит:
- А я по селу похожу, окна в избах разрисую. Постучу-потрещу и стужу напущу.
Смоленская сказка
Время, которое в современной России называют новогодними каникулами, в дореволюционной России именовали Святками. Это была череда праздников, начинавшаяся Рождеством, затем – Новый год, в народе называвшийся Васильев день, затем Крещение.
Традиций и развлечений было множество, самые интересные, пожалуй- это колядки и гадания.
Колядки на Святки.
Название колядки восходит к временам, когда славяне пели песни в честь языческого бога Коляды. Но смоляне не говорили «колядовать», а говорили «славить». На окраинах Смоленска- в Свирской, Рачевской слободе, где традиции были деревенскими,- славильщики со "звёздами", ходили по домам с пением "святых песен" и получали угощение. Чаще всего их одаривали "козулями" – пряниками в виде козы или коровы, символизирующими животных, находившихся в хлеву при рождении Христа.
У каждого славильщика была своя "звезда", подготовленная заранее. На обруч от сита натягивали промазанную салом бумагу, вокруг обруча приделывали от четырех до двенадцати "рогов", к которым привязывали ленты и украшения. На длинной палке "звезда" должна была вращаться, внутрь помещали свечу. С этой "звездой" и ходили по домам.
Будут ли грибы и женихи?
На Святки любимым занятием смолян было гадание. Если вечером небо звёздное - год будет богат грибами, а если звезд нет - и грибов нет.
А среди девичьих гаданий на Смоленщине выделялось пение "подблюдных песен". В блюдце девушки складывали свои вещицы, и каждый куплет "подблюдных песен", содержащих загаданные желания, вытаскивали по одной. Хозяйке вещи и было адресовано предсказания. Самой счастливой, будущей невестой, становилась та, чью вещь вытаскивали на куплете "Идет котик по лавочке, ведет кошечку за лапочку..."
"Щедрый" стол и первое шампанское.
Горожане на Святки развлекались по-своему - развеселыми песнями скоморохов в красных колпаках, гуляниями под звон серебряных бубенцов и звуки рождественских литавр.
В Смоленске от Молоховских ворот до Лопатинского сада стояли сотни торговых палаток, а горячий чай раздавали бесплатно. По главной Троицкой улице катались с ветерком на санях, запряженных тройкой лошадей,- наперегонки, со свистом! А для детей делали огромную снежную бабу - символ русской зимушки-зимы.
Тогда и появилась традиция встречать новый год накануне с вечера, который стал называться "щедрым". Обильный праздничный стол обеспечивал благополучие и богатство семьи, а украсить его нужно было предметами или продуктами, которые хотелось бы иметь в достатке.
По преданию, традиция встречать Новый год с шампанским, появилась после 1812 года - разгрома наполеоновской армии.
Главная городская ёлка.
В Смоленском календаре за 1899 год говорилось, что...
...елка величиной с трехэтажный дом была установлена в Лопатинском саду. Ее на трех подводах привезли из Демидова.
На верхушке елки сверкала огромная звезда весом в 2,5 пуда, с ветвей свисали редчайшие по своей красоте стеклянные и ледяные игрушки.
А вокруг елки красовались сказочные герои, слепленные из снега, - Баба Яга, Конек-горбунок, Иванушка-дурачок на печи и 33 богатыря с выставленными вперед копьями, с которых свисало угощение - медовые пряники.
Слова "дизайнер" в то время в русском языке не было, а дизайнеры были, да какие!
Праздничным оформлением города в то время занимались братья Шпаковы из г. Демидова Смоленской губернии. О их работе восторженно отзывались смоляне, писали газеты и журналы, им в итоге предложили работу в Санкт Петербурге.
Новогодние благотворительные балы - маскарады в Смоленске.
Излюбленным способом встретить Новый год в Смоленске было участие в балах-маскарадах, проводимых общественными организациями в благотворительных целях (спасибо губернатору А.Г. Лопатину!). Балы проводились чаще всего в здании Дворянского собрания, играл на них оркестр военной музыки Копорского полка.
В праздничной программе был конкурс маскарадных костюмов, а кульминацией - вручение призов, причём ценных- например, в 1894 году победительнице вручили дамские серебрянные часы за костюм, изображающий 1894 год в виде седого старика.
Вообще костюмы никто не покупал - их изготавливали сами и особым шиком считались костюмы "на злобу дня".
" ...Поэтому с тем большим удовольствием мы должны из среды их выделить два простых, но чрезвычайно оригинальных костюма, вполне отвечающих злобе дня – это два мешка, из которых один – фирмы Дрейфуса, а другой – Пухорта, прославившихся продажею земским и городским учреждениям, заготовляющим муку для голодающих, какую-то смесь вместо муки. Мешки ходили среди публики, предлагая каждому купить у них муку, образчики которой они держали в совочках; образчики эти состояли из смеси песка с золой."
Смоленский вестник. 1892.
А в 1895 году приз получил костюм, изображающий огромный старый пень, заросший мхом, в дупле которого сидела русалка - мастерски изготовленная кукла.
Домашние новогодние балы.
Подруга М. Г. Энгельгардт М. С. Николаева вспоминала, как
"на одном из домашних балов Мария Григорьевна, одетая в сарафан и кокошник, плясала со своим кузеном русскую (обычно ее по традиции исполняли в конце домашнего бала). “Они оба плясали очень хорошо; когда же она, будто убегая от преследующего ее молодца, вскочила на небольшую колонну, грозя ему пальцем, это было так живописно-мило, что сама суровая бабка вскочила с кресла и стала на одном месте поводить плечами, притопывать и делать жесты, затем упала снова в кресло и заплакала".