Найти тему
Личность и стиль

Женственность по шаблону... или нет? Отгадки вчерашней игры

Дорогие друзья, я от души благодарю вас за выполнение вчерашнего задания с очень необычной коллекцией японской дизайнерши Рей Кавакубо. Этот эпизод очень подпитал мою уверенность в том, что стоит и дальше давать сложные, неочевидные образы в открытый блог. В такие дни для меня становится очевидно, что главную тему развиваете вы, а я при вас только координатор - чтобы вы могли ещё лучше понять себя, друг друга и современный мир. Это очень здорово и очень почетно! Гораздо веселее, чем быть такой умной одиноко на пьедестале и вещать в одни ворота.

Итак!

Вы анализировали несколько образов из вот этой коллекции практически без вводных данных:

Сейчас я вам дам свою расшифровку (я подготовилась заранее!), а потом приведу ваши комментарии, которые мне понравились больше всего. И вы увидите, насколько более тонкими, глубокими и красивыми становятся интерпретации, находясь ровно в том же идейном поле.

Итак, Рей Кавакубо - японка, которая уехала во Францию еще в 1980х годах. На момент отъезда она уже более десяти лет работала дизайнером, бизнес у неё сложился. Но она покинула родную страну именно потому, что считала её настолько патриархальной, что талантливая женщина, стремящаяся к самостоятельности, там не может реализоваться.

Япония действительно накладывает на роли мужчины и женщины в обществе ещё более жесткий список требований, чем Европа в то время. Но суть заявления Кавакубо одна: женщина - это не набор стереотипов, не функциональный робот, который может быть востребован, только если всем им соответсвует. Женщина живая, несводимая к шаблонам, большая, чем любые накладываемые на неё ожидания, всегда уникальная и невосполнимая.

Вот такая грустная загадочная Рей. Сейчас ей должно быть около 80 лет, она продолжает руководить модным домом.
Вот такая грустная загадочная Рей. Сейчас ей должно быть около 80 лет, она продолжает руководить модным домом.

Коллекция весны 2023, которую мы с вами вчера так внимательно рассматривали, классическая для неё в каком-то смысле. Потому что в огромных "самоварах" мы видим образы матки, утробы разных форм. А в фигурах с воротниками повторение форм женского лона, которые так же отличаются от идеально-фантастических. Вот, кстати, если взять фаллоцентричную культуру, то там должно быть всё идеально и ровно всегда, как можно больше и длиннее. Взять хотя бы древнегреческие обереги, которые в огромных количествах находят даже на месте бывших колоний. Керамические или бронзовые, подвески или лампы, домашние божки - у них всегда всё длинное, бодрое и торчит, иначе никому не интересно! А здесь же Кавакубо скульптурно создает формы, которые могут быть далеки от негласного идеала, но отвечать реальности. Тело, как и душа, не может создаваться под копирку.

Когда вы видите эти странные формы на подиуме, речь не идет, разумеется, о том, что всё это попадает в продажу "как есть". Часть образов созданы исключительно как манифест, который проясняет идею шоу. Часть будет сохранена как архивные находки, часть собственной коллекции бренда. Часть просто стилизована так, чтобы быть в общей идее коллекции. Например, первое платье из "лонного" блока я наблюдала на подиуме и у меня сложилось впечатление, что его предполагается носить так, чтобы белый воротник обрамлял плечи - платье задирается сзади, как будто голова у модели упирается в спинку платья в районе лопаток.

И конечно, речь не идет о том, чтобы использовать эти вещи как униформу на работе. В магазины они попадут, разобранные на адекватные повседневности блоки. Где-то будут коктейльные образы на атласных или других сияющих тканях, где-то повседневные на более матовых с простыми рисунками.

А теперь ваши интерпретации!

Меня подкупило то, что вы добавляете новые смыслы, оставаясь в поле женственности, потаенности, глубинной трансформации человека, которые, конечно же, свойственны то самой лонно-утробной идее. Физиология - это только одна сторона идеи, а вот всё, что связано с этой женственной стороной жизни, может быть и мистическим, и целительным, и угрожающим.

"Первая мысль была - куколки (из которых бабочки), но потом подумала, что не совсем точно. Скорее это кокон шелкопряда. Если потрудиться, из него можно вытянуть драгоценную нить, из которой уже соткать красоту. Но это будет уже что-то совсем другое. Если оставить все как есть, то рано или поздно наружу вылезет невзрачный, мохнатый и довольно неприятный на вид мотылёк. В целом коллекция вызывает ощущение скрытой (может быть даже подавленной) агрессии. Наверное, потому что из кокона должна родиться новая жизнь, совершенно другая и не обязательно добрая." Юлия Л.

Мне очень понравилась эта мысль. Её можно даже перевести в метафизический ключ: когда мы переживаем кризис, хочется "окуклиться", ни с кем не взаимодействовать. И тогда действительно через некоторое время, может быть, из нас получится мотылек. Не обязательно добрый, но совершенно точно живой.

-3

Ассоциаций про эту потаенность было много. Кто-то даже сказал, что эти образы похожи на домики для кошек. Хм, домик для какого-то маленького существа. Я опять же перевожу для себя это в кризисные ассоциации: когда я котик и у меня лапки, спрататься - самое оно.

Но наряду с этим были ещё и комментарии про раздробленность и потерянность:

"Это что угодно, но не я", - скажет человек, который наденет нечто подобное. " Погодите, я в домике. Я не хочу ничего решать. Не спрашивайте мое мнение. Не вынуждайте. Лучше посмотрите, какие оборочки, какие рюши, как сшито... Где тут рукава? А где штанины? А вот и не правильно! В общем, рассматривайте это, А не меня" Анна С.
"Мне кажется это как мартышка и очки. Кажется что у вещей есть несколько вариантов ношения- хоть в подол голову суй, хоть в пройму. Примеряются, не понимают, пытаются сново и сново как то приспособить. Несуразно, красочно, сломанные пропорции, короче поиск какой-то." Ветка
"У меня ассоциация с неправильно сшитой вещью которую невозможно вывернуть и расправить. Так бывало - шьешь, шьешь радуешься, торопишься, вся в угаре от собственной креативности, подклад ставишь, фурнитуру и все быстро не проверяя на одном дыхании, а потом упс, все готово, а оно не расправляется, ошиблась и вертишь и крутишь и пороть жалко и пыл остыл. И получилось нечто, а все идеи и надежды остались спрятаны, скомканы внутри." Надежда Зиганшина
"Мне почему-то показалось, что одежда надета неправильно: первый образ - платье вверх ногами, второй - один "верх" сверху, другой - внизу (рукава от нижнего, поэтому они так и свисают), на остальных то же самое, капюшон около коленок, пройма на боку... Ощущение распада на фрагменты... И соединяет их в один образ только цвет. Прически, по-моему. задом наперед...И непонятно, почему обувь вполне привычная." Анастасия Е.

Это очень важный блок комментариев. С одной стороны, эта несуразность отражает творческий поиск, пересборку себя. С другой стороны, метания распадающейся личности.

У многих комментаторов коллекция вызвала тревожные чувства. Она показалась им связанной с бунтом, подавленной агрессией, скрытой смутной угрозой. Действительно, мать-земля, Гея и другие образы действительно связаны с хтоничеким началом. Из земли все появляются и обратно в неё все уходят. Женщина как преемница этой древней силы наследует и созидательную силу, и разрушительную.

И ещё один блок комментариев касался других ассоциаций: ёлочные игрушки из подручных материалов, рыбы и медузы, мир Алисы в Зазеркалье. Это всё было высказано очень по делу, но эти находки достаточно универсальные для Кавакубо и относятся к тому визуальному коду, на котором она ткёт глубину, о которой мы с вами разговаривали выше. Впрочем, вода в психоанализе тоже считается символом материнского, а рыбы - бессознательных идей. Что-то там ходит у нас в подкорке и иногда проклёвывается на поверхность...

Мы с вами обязательно продолжим игры в ассоциации, и у меня на примете уже есть несколько коллекций, которые выглядят более позитивно. С ними и продолжим в следующий раз, вероятно, через неделю или чуть больше, чтобы у вас улеглись впечатления от нынешнего раунда.

А теперь начинается новая рабочая неделя! Желаю вам реализовать всё, что хочется, на сто процентов, и даже если вы сейчас чувствуете себя немного несуразными, пусть вам это не мешает.

Подписывайтесь на мой канал, задавайте вопросы в комментариях и... есть у меня желание выдать что-нибудь полезное из повседневности. Можно задавать вопросы из насущного, не по теме поста. По мере возможности, буду отвечать тут же или в отдельных заметках. Всем отличного дня!

Алена Калистратова. Стилист, исследователь моды. Услуги и цены: alenakalistratova.ru Запись на консультации, ревизии, шоппинги онлайн +7 960 193 99 49 (Watsapp, Viber, Telegram)
Алена Калистратова. Стилист, исследователь моды. Услуги и цены: alenakalistratova.ru Запись на консультации, ревизии, шоппинги онлайн +7 960 193 99 49 (Watsapp, Viber, Telegram)
Правда ли, что в моде главное - образы секса и насилия
Личность и стиль22 ноября 2022