26,8K подписчиков

Белые скалы Дувра - визитная карточка Туманного Альбиона

169 прочитали

Белые скалы Дувра - первое что видели в далеком прошлом и видят в наши дни мореплаватели, отправившись с французского побережья Европы через Ла-Манш к берегам Туманного Альбиона. Есть только один способ миновать их - нырнуть под Ла-Манш через Евротоннель, который, кстати, пробит в этих же меловых толщах. Но обо всем по порядку.

У меловых обнажений Langdon Cliffs
У меловых обнажений Langdon Cliffs

С Белыми Cкалами, расположенными к юго-западу от Дувра, мы с вами уже познакомились во время вечернего внепрограммного маршброска по их обрывистому гребню от Фолкстоуна до Дувра в предыдущих частях моего повествования. В конце маршрута мы прошли вдоль легендарной Шекспировской скалы и насыпной зоны отдыха у подножия меловых скал - Samphire Hoe, названной так в честь эндемика здешних мест съедобного растения - каменного самфира, воспетого Шекспиром. Теперь же мы посетим эталонные обнажения меловых скал северо-восточнее Дувра (с другой стороны), в районе его Морского порта, превращенные Национальным Фондом (National Trust) в объект туристического показа. Правда мы это сделали еще в обед.

Белые скалы Дувра — это участок английского побережья, обращенный к Дуврскому проливу (часть Ла-Манша) и Франции. Скалы клифа, высотой до 110 метров над уровнем моря, обязаны своим поразительным видом меловым отложениям с прожилками черного кремня, образовавшимся в позднем меловом периоде. Скалы тянутся примерно на 13 км в каждую сторону от Дувра. Белые скалы Дувра являются восточной границей холмистой меловой возвышенности Норт-Даунс в этом месте получившей название Кент-Даунс. Участок береговой линии, охватывающий скалы от Дувра до Кингс-Дауна, был куплен Национальным фондом в 2016 году с целью создания особо-охраняемой природной территории. В этом месте Великобритания расположена ближе всего к континентальной Европе (32 км) и в ясный день отсюда можно увидеть Францию. Еще в 1999 году в этом месте Национальным фондом был оборудован объект туристического показа с видовыми площадками, рестораном и информационным центром. Сейчас мы с вами посмотрим, с чего все начиналось.

Рядом с обширной парковкой нас встречает информационный центр с рестораном и зоной отдыха
Рядом с обширной парковкой нас встречает информационный центр с рестораном и зоной отдыха
Здесь есть много миленьких укромных уголков
Здесь есть много миленьких укромных уголков
Но самое главное - отсюда открывается вид на ковш Дуврского морского порта. К нему мы вернемся в следующем репортаже
Но самое главное - отсюда открывается вид на ковш Дуврского морского порта. К нему мы вернемся в следующем репортаже
Схема основных особоохраняемых объектов резервата Белые Скалы с их описанием. Мы с вами находимся у цифры 4 где расположена парковка, визитцентр и Лангдонский клиф (обрыв). В дальнейшем. вдоль берегового обрыва, мы с вами пройдем к Лангдонской впадине (цифра 5 на схеме)
Схема основных особоохраняемых объектов резервата Белые Скалы с их описанием. Мы с вами находимся у цифры 4 где расположена парковка, визитцентр и Лангдонский клиф (обрыв). В дальнейшем. вдоль берегового обрыва, мы с вами пройдем к Лангдонской впадине (цифра 5 на схеме)
Вид от парковки на Дуврский замок. С этой точки виден только холм с англо-саксонскими земляными укреплениями и доминирующим над ним храмом Святой Марии , построенным в конце X - начале XI веков и с тех пор неоднократно перестраиваемом. Если приглядеться, то сквозь зелень просматриваются более поздние бастионные укрепления.
Вид от парковки на Дуврский замок. С этой точки виден только холм с англо-саксонскими земляными укреплениями и доминирующим над ним храмом Святой Марии , построенным в конце X - начале XI веков и с тех пор неоднократно перестраиваемом. Если приглядеться, то сквозь зелень просматриваются более поздние бастионные укрепления.
По тропе выходим на край Лангдонского клифа, возвышающегося на Дуврским портом. С этой точки помимо храма Святой Марии видно центральное укрепление Дуврского замка с донжоном во всей красе
По тропе выходим на край Лангдонского клифа, возвышающегося на Дуврским портом. С этой точки помимо храма Святой Марии видно центральное укрепление Дуврского замка с донжоном во всей красе

В 1898 г. С.Пирсон и сын построили железную дорогу Martin Mill, спускающуюся по наклонному пандусу, вырубленному в скале, к порту. Дорога предназначалась для транспортировки строительных материалов на стройку новых волнозащитных сооружений порта. Вырубленный щебень и меловой бут пошли туда же. Во время Второй мировой войны на вершинах скал были установлены береговые батареи, способные вести огонь через Канал. Одна часть путей Martin Mill была расширена для перевозки железнодорожных артустановок, а также боеприпасов к береговым батареям.

На фото хорошо виден уходящий вниз наклонный пандус бывшей железной дороги Martin Mill 1898-1914 гг.
На фото хорошо виден уходящий вниз наклонный пандус бывшей железной дороги Martin Mill 1898-1914 гг.
Вид на порт Дувр и возвышающуюся за ним Шекспировскую скалу. Справа в зелени деревьев просматриваются Укрепления западных высот
Вид на порт Дувр и возвышающуюся за ним Шекспировскую скалу. Справа в зелени деревьев просматриваются Укрепления западных высот
Перекрытый для въезда проход на экологическую тропу
Перекрытый для въезда проход на экологическую тропу
Но вернемся к геологической истории этого места ибо Лена уже привлекает наше внимание к меловым обнажениям вдоль туристической тропы
Но вернемся к геологической истории этого места ибо Лена уже привлекает наше внимание к меловым обнажениям вдоль туристической тропы

В конце мелового периода, между 100 и 66 миллионами лет назад, Великобритания и большая часть Европы были затоплены Великим морем. Это звучит несколько странно, т.к. каждый русский православный христианин знает, что земля была создана Богом немногим более 6 тыс. лет тому назад. Мы ведь за традиционные ценности, поэтому не будет доверять этим явно фейковым данным, дискредитирующим наш взгляд на сотворением мира.

Тем не менее британские ученые считают, что в этом месте миллионы лет тому назад дно теплого мелководного моря было покрыто белым илом, образованным из обломков кокколитов, скелетов мельчайших водорослей, которые плавали в поверхностных водах и оседая на дно и вместе с остатками донной живности образовывали илистые отложения. Считается, что отложения откладывались очень медленно, вероятно, полмиллиметра в год, что эквивалентно примерно 180 кокколитам, сложенным друг на друга. На отдельных участках мощность отложений составила до 500 метров. Под своим весом они постепенно спрессовались и превратились в мел.
Из-за альпийского орогенеза, примерно 50 млн. лет тому назад, отложения морского дна поднялись над уровнем моря. До конца последнего ледникового периода Британские острова были частью континентальной Европы, соединенной непрерывной антиклиналью Уилд-Артуа, гребнем, который служил естественной плотиной, сдерживающей большое пресноводное прогляционное озеро, ныне на его месте расположено Северное море. После образования Дуврского пролива (о нем ниже) в результате береговой абразии сформировался современный скальный обрыв с меловыми обнажениями, получивший в Великобритании название Wight Cliffs или Белые Скалы. В дальнейшем термином клиф стали обозначать отвесный абразионный обрыв, образовавшийся в результате разрушения высокого коренного берега действием прибоя.

Про клиф западного берега Аральского моря вы можете узнать в моем репортаже здесь и сравнить его с британским:

Туристическая тропа вдоль меловых обнажений
Туристическая тропа вдоль меловых обнажений

Тысячи лет назад скалы разрушались со скоростью 20–60 мм в год. Исследования показывают, что скорость эрозии за последние 150 лет увеличилась до 220–320 мм в год, и что эрозия вызвана потерей пляжа под скалами, более сильными штормами и антропогенными воздействиями, такими как как добыча гравия и смена кислотной среды осадков. Несмотря на это, ожидается, что скалы простоят еще десятки тысяч лет. За свою историю нередко случались катастрофические обвалы породы. В XXI веке таких случаев было уже четыре. В 2001 году большой кусок края скалы размером с футбольное поле упал в Ла-Манш. Еще одна большая секция обрушилась 15 марта 2012 г., затем случаи повторились в 2020 и 2021 годах.

Меловая толща не является однородной по плотности и цвету. На некоторых участках скал можно увидеть слои мягкого серого мела, известного как комплекс твердого грунта. Считается, что твердые грунты отражают нарушения в устойчивом накоплении отложений, когда отложения прекратились и/или рыхлые поверхностные отложения были смыты течениями или оседанием, обнажая более старые затвердевшие меловые отложения. Один твердый грунт мог быть переотложен 16 или более раз, прежде чем отложения вновь уплотнились и затвердели с образованием мела.

Меловые обнажения со следами вандалов
Меловые обнажения со следами вандалов

Если знать где искать, то в основании меловой поверхности утесов можно обнаружить горизонтальные полосы темного кремния, состоящие помимо желваков из остатков морских губок и кремнистых планктонных микроорганизмов, затвердевших в микроскопические кристаллы кварца. Здесь и в меловых отложениях можно найти множество остатков ископаемых животных, таких как брахиоподы , двустворчатые моллюски , морские лилии и губки, а также зубы акул.

Лена на фоне Белых Скал
Лена на фоне Белых Скал

В настоящее время на Белых скалах создалась своеобразная экосистема известковых пастбищ, характеризующихся скудной растительностью на маломощных известковых почвах. Эти пастбища, образовавшиеся за счет выпаса овец и кроликов, продолжают оставаться отличительной чертой ландшафтов Белых скал и Норд-Даунса. Наиболее известным растением Белых скал является каменный самфир — съедобное солеустойчивое суккулентное растение, которое растет на склонах утеса. Самое известное упоминание Белых Скал в английской литературе содержится в шекспировском "Короле Лире" и связано именно со сбором самфира на отвесных скальных обрывах. Скажем так, это упоминание так себе и его даже не стоит здесь приводить.

Бывшая железная дорога Martin Mill
Бывшая железная дорога Martin Mill

Дуврский пролив (Пв-де-Кале) с геологической точки зрения является очень молодым образованием, рассекающим гораздо более старую антиклиналь Уилда-Артуа от которой на территории Великобритании остались две холмистые меловые гряды Норт-Даунс и Соус-Даунс. Антиклиналь непрерывно продолжается в недрах Дуврского пролива и Ла-Манша.

Участок антиклинали между Великобританией и Францией был разрушен двумя мегапотопами, вызванными прорывом прогляциальных озер. Первое произошло около 450 тыс. лет назад во время английского оледенения. Он не разрушил полностью антиклиналь, хотя между Ла-Маншем и Северным морем возникали спорадические связи в периоды высокого уровня моря. Второй мегапотоп произошел около 160 тыс. лет назад во время волстонского/саальского оледенения, после которого Британия стала островом в периоды высокого уровня моря. Во время самого последнего ледникового периода понижение уровня моря снова соединило Британские острова с материковой частью Европы через Доггерленд примерно до 6500–6200 гг.

Тропа к вдоль известняковых обнажений
Тропа к вдоль известняковых обнажений

Когда-то в этом месте, до образования Северного моря привычных нам очертаний, от восточного побережья Великобритании до Нидерландов и Ютландии простирались обширные плодородные земли под название Доггерлэнд. На них Темза сливалась с Рейном и объединившись, они не спеша катили свои воды в южном направлении, постепенно размывая холмистую возвышенность Норт-Даунс, соединяющую берега современной Великобритании и Франции. В 6500-6200 годах до нашей эры в период мезолита, после таяния последнего ледника в результате изостатического отскока Доггерленду было суждено опуститься и море стало постепенно наступать на эти низменные земли. Около 6200 г. до н.э. большая часть оставшихся прибрежных земель была затоплена цунами, вызванным подводным оползнем у побережья Норвегии, известным как оползень Сторегга. Великобритания к тому времени окончательно отделилась от континента, превратившись в остров. Нагорье Доггерленда оставалось островом по крайней мере до 5000 г. до н.э. пока наконец не превратилось в отмель на дне Северного моря под названием Доггер-банка.

По тропе мы постепенно дошли до места под названием Впадина Лангдона - широкий и короткий овраг, образовавшийся на месте грандиозного обвала и смыва породы. Лимит времени был исчерпан и мы повернули назад. А между тем это место примечательно несколькими объектами помимо проходящей через нее старой железной дороги Martin Mill, которую наверное все уже легко узнают на фото без моих подсказок.

Открывающаяся к Дуврскому проливу впадина Лангдона
Открывающаяся к Дуврскому проливу впадина Лангдона

В верховьях впадины Лангдона (слева за обрезом фото выше) во время Второй мировой войны (1942 год?) было построено тоннельное убежище "Dampy-B", использовавшееся как бункер беспроводной связи штабов совместных операций. "Dampy-A" под Дуврским замком мы с вами еще посетим. По другой версии это запасная силовая станция узла связи в Свингейте, но это сомнительно.
В плане сооружение представляет два параллельных тоннеля, соединенные сбойками, с двумя расположенными в 90 м друг от друга наклонными входами, выходящими на бывшую железную дорогу. Тоннели разделены на отдельные помещения переборками, своды укреплены оцинкованной гофрой. Слухи о соединении этого объекта тоннелем  с "Dampy-А" являются ложными. Это как легенды о тоннеле под Западным Бугом из Брестской крепости в Польшу или о подземном ходе из Пскова до Москвы. И, хотя, размеры горных выработок в Белых Скалах (поговорим в следующем материале), а так же современный Евротоннель, впечатляют, но в них лежит прямая целесообразность в отличии от тех россказней которые доверчивым туристам впаривают краеведы и экскурсоводы.

План тоннельного убежища "Dampy-B". Источник: undergroundkent.co.uk
План тоннельного убежища "Dampy-B". Источник: undergroundkent.co.uk

Особенностью сооружения является не типично широкое применение кирпичной кладки и смешные вентеляционные короба в соплами ввиде глаза человека. Сооружение покинуто в 1979 году и разграблено, но кое что еще сохранилось. Входы засыпаны в 1994-95 гг. Пролезть можно через дыру в покрытии запасного входа. Внутри в мелу вырезана надпись: "М. Tutt, декабрь 1944 г." Удивительно, но в этом простом сооружении несколько лет тому назад умудрился заблудиться 11 летний пацан.

Тоннельное убежище "Dampy-B". Один из наклонных входов в убежище. Источник фото: derelictplaces.co.uk
Тоннельное убежище "Dampy-B". Один из наклонных входов в убежище. Источник фото: derelictplaces.co.uk
Тоннельное убежище "Dampy-B". Интерьеры внутренних помещений. Источник фото: derelictplaces.co.uk
Тоннельное убежище "Dampy-B". Интерьеры внутренних помещений. Источник фото: derelictplaces.co.uk
Тоннельное убежище "Dampy-B". Интерьеры внутренних помещений. "Глаза" из венткороба уже выковыряли. Источник фото: derelictplaces.co.uk
Тоннельное убежище "Dampy-B". Интерьеры внутренних помещений. "Глаза" из венткороба уже выковыряли. Источник фото: derelictplaces.co.uk
Тоннельное убежище "Dampy-B". Интерьеры внутренних помещений. Источник фото: derelictplaces.co.uk
Тоннельное убежище "Dampy-B". Интерьеры внутренних помещений. Источник фото: derelictplaces.co.uk

На фото выше на полу валяется венткороб с "глазами" по типу корабельных вентсистем. Это позволяет предполагать наличие здесь аппаратуры, нуждающейся в охлаждении. Еще совсем недавно, на более ранних фото эти шибера стояли штатно и пучили на редких посетителей свои глаза.

Тоннельное убежище "Dampy-B". Интерьеры внутренних помещений. Источник фото: derelictplaces.co.uk
Тоннельное убежище "Dampy-B". Интерьеры внутренних помещений. Источник фото: derelictplaces.co.uk

Видео залаза в тоннельное убежище "Dampy-B" годичной давности

В последние 10 лет интерес к заброшенным бункерам в Белых скалах вырос и курс от "бабочек и цветочков" в туристическом маркетинге резко сменился на более брутальный. Остатки береговых батарей и военной инфраструктуры перестали засыпать и рекультивировать. Их начали откапывать и превращать в объекты туристического показа (стоило только мне туда съездить ;-)). Поговаривают, что есть желание открыть для осмотра и этот объект.

Меловые скалы уходят вдаль еще на 13 километров. Над ними цепочкой расположены береговые батареи, одна из них с трудом угадывается над береговым обрывом. Из впадины вниз ведет зигзагообразная тропа к батарее береговых прожекторов Langdon Lights. Эти объекты скрыты от нас выступом скалы. Зато хорошо заметен желоб на месте канатной дороги по которой изначально в  предполагалось поставлять в порт уголь, но она оказалась после постройки нерентабельной и была разобрана (про нее будет в следующем репортаже).

Открывающаяся к Дуврскому проливу впадина Лангдона
Открывающаяся к Дуврскому проливу впадина Лангдона

Я не совсем понял, что значит три батареи береговых прожекторов? Судя по всему имелось ввиду три гнезда прожекторов в одной батарее. На фото ниже четко видны три тоннельных укрытия для прожекторов, сведенных в одну батарею.  Справа за обрезом кадра вход в силовую и лестница наверх скального обрыва. Все прожекторные станции и силовая были соединены вырубленным в скалах проходом. Нижнее укрытие разрушено прибоем и сохранилось намного хуже. Интересно, почему их так компактно разместили? Прожектора предназаначались для освещения судов, заходящих в гавань Дувра через восточный проход в моле. Крайне удачное решение, они освещали суда, но не слепили, распложенные на моле артиллерийские батареи.

Батарея береговых прожекторов. Источник фото: undergroundkent.co.uk
Батарея береговых прожекторов. Источник фото: undergroundkent.co.uk

Нам не удалось попасть к прожекторной батарее, однако, с нашей точки наблюдения можно заметить нечто удивительное намного ближе батареи прожекторов.

Если приглядеться, среди обломков скал, на обнаженном во время отлива пляже можно заметить какие-то стальные обломки
Если приглядеться, среди обломков скал, на обнаженном во время отлива пляже можно заметить какие-то стальные обломки

Это остатки винтового парохода "Falcon", принадлежащего компании General Steam Navigation Company. Пароход потерпел крушение в 1926 году. Он перевозил груз пеньки и спичек, которые, что неудивительно, возможно, загорелись, и он во время пожара выбросился на мель в заливе Лангдон. Останки парохода находятся в удивительно хорошем состоянии спустя более 90 лет после кораблекрушения. К ним можно спуститься по упоминавшейся зигзагообразной тропе.

Остатки парохода "Falcon". Источник фото Викимапия
Остатки парохода "Falcon". Источник фото Викимапия
На этом наша экскурсия пододит к концу и мы возвращаемся на парковку визитцентра
На этом наша экскурсия пододит к концу и мы возвращаемся на парковку визитцентра

О морском порте Дувра и его укреплениях я расскажу в следующем репортаже.

Навигация по моим репортажам из Великобритании
здесь

Понравилось? Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить продолжение, и оставляйте комментарии. Это важно для существования канала.