Найти тему
Jeep Custom

Кавказ. Кабардино-балкария на внедорожниках Dodge RAM, Jeep Wrangler и Jeep Gladiator

В августе 2022 года мы командой @Jeep Custom на внедорожниках посетили Кабардино-Балкарию.

Первые три внедорожных днях путешествовали по Кабардино-Балкарии двумя экипажами - Jeep Wrangler Rubicon на 37-х под управлением пилота-подводника, капитана первого ранга - Андрея и я на Dodge Ram на 37-х колесах, который испытывает походный душ и выкатную платформу от @Jeep Custom

За три дня мы успели переночевать в палатках в горах под дождем, преодолели интересные лесные горные маршруты, поднялись на высоту 2430м с шикарным видом на Тырныауз, увидели несколько водопадов, рыбачили в горном озере Гижгит, разматали лебедку, ехали в абсолютной облачности «по приборам», посетили «долину мертвых» пробовали вкусный шашлык у местных и травяные чаи, а так же искупались в термальных источниках!

Далее был отдых в гостинице и соединение с еще пятью членами команды: Денис на Jeep Gladiator на 37-х колесах, два экипажа на пикапах Toyota - Hilux на 35-х и на стоковой Tacoma, экипаж на Lexus LX570 на 37-х, а так же стоковый Jeep Grand Cherokee WK2, который прошел с нами часть маршрута.

В один из дней мы поднимались на Эльбрус, но не авто и не пешком — сначала по канатной дороге, а затем на Ратраках до высоты около 5080м. Подъем на вершину около 5600м — возможен только пешком, после подготовки и акклиматизации, но даже в данном случае успех не гарантирован, т.к. на обратном пути водитель нашего Ратрака взял на борт обессиленных горе-альпинистов, которых он за дополнительную оплату спустил до уровня канатной дороги.

Очень понравился подъем на гору Чегет до отметки около 3100м.
До 2000м едется совсем легко — на спущенных до 1.2атм 37-х колесах можно и на заднем приводе, выше уже интереснее, только на 4ВД. Экипажи на Тойотах, Лексусе и Гранде остановились на 2000м, до 3100м доехали Рэм, Ренг и Гладиатор. На самом деле ничего сверхсложного после 2000м нет, но водном месте был серьезный поворот с подъемом и выскакивающими камнями из-под колес, что даже пришлось высадить пассажиров.
На 3100м находится канатная дорога, куда поднимают туристов.

Потом мы отправились из города Тырныауз через ущелье к урочищу Джил Су, куда со всей страны люди едут, чтобы встретить рассвет с видом на северную часть Эльбруса.
Дорога к нему представляет обычную грунтовку и скальник, которую спокойно прошел стоковый Гранд. Урочище излюблено туристами — их там много, т.к. можно доехать по асфальту на моноприводе. В Джил Су мы ночевали в палатках, было облачно, поэтому рассвет не встречали.

На следующий день наша команда разделилась на три группы и отправилась к плато Бермамыт. Часть дороги пролегает по асфальтовому серпантину, на котором все перегревают тормоза, далее пару часов быстрой езды по грунтовкам через луга.
Я на Рэме и Константин на JK на 37-х колесах выбрали самый экстремальный подъем на плато — чистый рок-кроулинг: справа обрыв, слева стена, прямо — каменистые ступени, далее разворот у пропасти с сильным боковым уклоном. После непростого преодоления данного участка Константин на JK, я очень сомневался, что Рэму удастся этот маневр и высадил пассажиров, но на удивление, Рэм прошел легче, чем JK: видимо сказалась бОльшая колесная база.
Остальные экипажи поднялись на Бермамыт по обычной горной дороге, проезжабельной для кроссоверов. На самом плато есть местное кафе и самый длинный и высокий стол в России. Так же был удивлен тому, что встретил на верху Ладу Гранту — видимо есть и другие варианты подъемов. На обратном пути, уже спустившись с Бермамыта забрались по тропинке Рэма наверх на Гладиаторе — вообще легко.

В этот же вечер мы, за исключением стокового Гранд Чероки, по пыльным грунтовкам отправились к горному озеру Хорлакель. Дорогая заняла около 3-х часов, в конце пути, перед местной достопримечательностью — «Царскими воротами» дорогая не для стока — большие камни и ямы.

Уже в темноте добрались до кемпинга, организованный местный в лесу у подножия горы, на которой располагается озеро. В кемпинге есть всего один гостевой дом, электричество и интернет включается по требованию один раз в сутки на час.
Вся команда осталась ночевать в кемпинге — поставили палатки и только я и Андрей на Ренглере решили рубится до озера в ночь. «На дворе» около 21-22 часов, темно. Судя по карте нам предстояло проехать 5км и подняться на высоту всего 500м.
По началу ехалось сквозь лес вверх довольно быстро, первый километр преодолели минут за 20, потом начался кошмар))). Маневрирование на Рэме в полной темноте между деревьев и камней — то еще удовольствие, прикладывался несколько раз об камни очень сильно стоковыми порогами, теперь они восстановлению не подлежат, ну да ладно — сделаем кастомные силовые с креплением на раму. Мы двигались строго по треку и дважды упирались в тупики — дорога просто заканчивалась стеной из деревьев, куда ведут эти тупиковые тропинки — до сих пор не понятно, впоследствии кто-то сказал, что это остатки разворотных дорог для лесовозов, которые когда-то тут работали, а теперь из-за них ошибаются горе-джиперы. Вышли из машин, пытались с Андреем пешком найти нужный поворот — все тщетно, в итоге скрепя порогами с позором вернулись к нашим в кемпинг. Наш ночной «трип» занял около двух часов.

Утром выяснили у командира кемпинга дорогу до Хорлакель и уже командой в составе: Рэм, Лексус, Халюкс и Гладиатор отправились в путь, Такома осталась в лагере, т.к. маршрут не для стока. Так же я разгрузил часть вещей из Рэма в кемпинге, чтобы зад приподнялся и подъем был легче. Ехать днем — совсем другое дело, но даже так мы не сразу нашли нужный поворот и он действительно не соответствует нашему треку — немудрено, что в темноте мы потерялись.
Отдельно хочу выделить этот подъем — настоящий рок-кроулинг, которого в нашей местности нет: постоянно едешь вверх, присутствует колея, большие булыжники, но покрытие твердое и можно маневрировать, очень интересно. На самом деле есть всего одно относительно сложное место со ступенькой, но если есть помощники, то его можно преодолеть даже на стоке. До озера мы поднялись, с учетом поиска дороги и остановок на съемки, наверное часа за полтора.

К нашему удивлению — озеро обитаемое, было несколько групп джиперов, которые стояли лагерями, была кем-то построенная баня, так же наверху есть фермер, который разводи скот и добывает мед. Вода в озере — действительно теплая, температура примерно как любом озере в средней полосе России.

Сначала хотели заночевать у Хорлакель, но потом было принято решение вернуться. Спуск дался быстро, наверное минут 30.

Далее мы отправились Кисловодск, «откисать» в гостинице. На этом путешествие по КБР закончился.

Отмечу, что на обратном пути в Москву по М4, я заехал в музей под открытым небом в Каменск-Шахтинске. Наверняка многие проезжали это место — тут с обоих сторон от дороги много военной техники разных времен, но мало кто знает, что там есть еще и гостиница и отдельны домики, некоторые даже с банькой, при чем цены весьма демократичные.

Дорога до Москвы была ничем не примечательна. За время 14-ти дневного путешествия на Рэме пройдено 4357км, средний расход составил 16,8л 95-го бензина, напомню, что колеса 37-е, 5 человек экипажа, полный кунг вещей, и несколько полных канистр.

суммарный пробег и средний расход Dodge Ram
суммарный пробег и средний расход Dodge Ram

P.s.: горы-это круто.

Видео из путешествия: