162 подписчика

Не противься злому

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. (Исх 21:24)(Мф. 5:38)

А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. (Мф. 5:39) 

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (1794-1872) "Нагорная проповедь"
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (1794-1872) "Нагорная проповедь"

Решила разобраться в вопросе, почему Иисус Христос предлагал не отстаивать свои права и достоинство, а смиренно сносить обиды. Как правильнее, защитить себя или смолчать? Иногда советуют смолчать, чтобы не опускаться на тот же уровень, но не является ли это непротивление злу его поощрением, приглашением к вседозволенности? Ведь если нет кары, почему бы не продолжить обижать людей, сопротивления же нет? Ответ, который меня устроил, нашла в толковании Нагорной проповеди у мудрецов. "Око за око" можно отнести к сфере законодательства, именно судья решает, какая мера наказания справедлива, и закон регулирует защиту прав человека. Не сам человек осуществляет месть, но закон выполняет функцию восстановления справедливости. Сам же человек, проявив кротость, может пристыдить обидчика, есть вероятность, что кротость разбудит в нем совесть и цепочка взаимных обид таким образом будет остановлена. Эти выводы я сделала из толкований. Привожу те, которые мне очень понравились и принесли мне ясность в вопросе.

Свт. Иоанн Златоуст

Давая эту заповедь, Спаситель имеет в виду пользу и наносящего удары, и терпящего их. В самом деле, если обиженный вооружится тем любомудрием, которому научает Спаситель, то он не будет и думать, что потерпел обиду, он даже не будет и чувствовать обиды, почитая себя скорее ратоборцем, чем человеком, которого бьют. А обижающий, будучи пристыжен, не только не нанесет второго удара, хотя бы он был лютее всякого зверя, но и за первый будет крайне обвинять себя. Поистине, ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых. Оно не только удерживает их от дальнейших порывов, но еще заставляет раскаяться и в прежних, и делает то, что они отходят от обиженных, удивляясь их кротости, и наконец, из неприятелей и врагов делаются не только их друзьями, но даже самыми близкими людьми и рабами. Наоборот, мщение производит совершенно противные следствия. Оно обоим причиняет стыд, ожесточает их и еще больше воспламеняет гнев, и зло, простираясь далее, доводит нередко до смерти.

Поль Гюстав Доре (1877) "Нагорная проповедь Господа"
Поль Гюстав Доре (1877) "Нагорная проповедь Господа"

Свт. Фотий Константинопольский

Трактат 37. Как может не быть противоположным «око за око и зуб за зуб» (Мф. 5:38) и «А Я говорю вам: не противься злому» (Мф. 5:39), то есть «не отвечай ему тем же и не защищайся от врага»?


Можно сказать и то, что прежде нас бывшие любомудрствовали по этому поводу, что эти высказывания непротиворечивы, и что утверждение одного не есть отрицание другого, но скорее путь и приуготовление, ведущее через несовершенный образ жизни к совершенству. Ибо приучивший себя препоручать свои [обиды] закону готов избрать и лучшее, подняться и приспособиться к более высоким деяниям – а это разве противоположный смысл и действие? С другой стороны, закон угрозой удерживает самонадеянную и дерзкую десницу преступного деяния против ближнего и страхом предотвращает неподобающее, а благодать даже не позволяет обороняющемуся в подражание этой [угрозе] противодействовать увещанием, но призывает кротостью сводить на нет порыв гневающегося, – и что лучше этого производит согласие вместо разногласия? Кроме того, требовать воздаяния для зачинщика несправедливости по неотмененному равенству не противоположно тому, чтобы с великой добротой удерживать и успокаивать мятущуюся душу в пределах великодушия, но первое присуще человеку, а второе ближе к божественному, и одно из них непредосудительно, а другое достойно похвалы.

Итак, можно сказать это и тем разрешить недоумение; но ничуть же не хуже, наверное, будет дополнение, что одно относится к судье, повелевая не ставить ничего выше справедливости, но быть весами равенства для тяжущихся и показывать себя беспристрастным оком правды; а другое применяется к судящемуся, переменяя и смягчая возбужденное желание воздаяния изобилием человеколюбия, чтобы он не искал усугубить страсть и умножить злодеяние, которое ненавидит и считает заслуживающим наказания, подобными же действиями, и не делал раздор нескончаемым.

Маттеус Мериан старший (1593-1650) "Нагорная проповедь Иисуса Христа"
Маттеус Мериан старший (1593-1650) "Нагорная проповедь Иисуса Христа"

Прп. Исидор Пелусиот

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб

Законодатель обоих Заветов Один. Но Иудеям, как необузданным, закон запрещал только дела, а Евангелие, преподавая нам учение как любомудрым, и самые мысли, от которых рождаются действия, преграждает как источники зла, не только строго наказывая за совершенные грехи, но и полагая надежные преграды к их совершению.

Если же угодно тебе, обратимся и к подлинным словам. Всего лучше слышать самое Писание. Господь говорит: речено бысть древним: око за око, и зуб за зуб. Аз же глаголю вам: не противитися злу. Закон мерою наказания полагает равное страдание, дозволив обиженным делать столько же зла, сколько они сами потерпели, чтобы опасением потерпеть то же самое предотвратить злое дело. Вот объяснение, касающееся глубокой мысли законодателя.

А Евангелие кротостью страдающего препятствует пороку простираться в худшее. Поскольку справедливо полагался предел несправедливости мстящих, и дан был закон, чтобы не сделалось ничего худого, то воздавалось подобным за подобное. Всякий делал то же, в чем обвинял обидчика. Но это было не прекращением прежних худых дел, а вызовом новых, более ужасных, когда один раздражался и делал зло вновь, а другой стремился отомстить за старое и не знал никакого предела во зле.

Отмщение служило не концом, но началом больших бед, когда обидчик и отмщающий впадали в какой-то непримиримый раздор; и то, что было премудрого в законе, что законодатель установил для предотвращения грехопадений, они делали поводом ко греху. Итак, когда столько породилось зол, то Евангелие, угасив как огонь, их начало, остановило стремление зла вперед.

__

Также думала о том, что если с человеком поступили несправедливо, то, возможно, он и сам когда-то был в чем-то не прав, и это повод задуматься о причинах события, возможно, стоит что-то изменить в своей жизни, представлениях и извлечь урок.