Президент России Владимир Путин встретился с президентом Российской Академии наук Геннадием Красниковым. Избран он был 20 сентября, а уже 26 числа – утвержден в своей должности главой государства.
Встреча зафиксировала поддержку Академии под руководством нового президента со стороны Владимира Путина. Датирована встреча 11-м ноября, а содержание того, о чем Геннадий Красников рассказывал президенту в основных чертах было им изложено Президиуму и всему научно-образовательному сообществу на заседании 2 ноября.
Уже во вступительном слове Владимир Путин заверил главу РАН в полной поддержке – и его лично, и предлагаемой программы:
«Мне бы очень хотелось, чтобы под Вашим руководством Академия в сегодняшних условиях играла всё более и более важную роль в развитии народного хозяйства, в совершенствовании системы обороноспособности государства, в общем, по всем направлениям – и по гуманитарным наукам, и по естественным наукам, само собой разумеется».
Дополнительно президент отметил, что ожидает синергию от совмещения компетенций руководителя Академии и одного из ведущих специалистов по микроэлектронике.
Что же Геннадий Красников рассказал Владимиру Путину на открытой части встречи?
Цель – включение РАН в государственную систему принятия решений.
Механизмы – повышение авторитета Академии в обществе, а также «высокопрофессиональная, непредвзятая, объективная экспертиза».
Инструменты:
1. Научно-методическое руководство институтами – «формировать в соответствии с законом экспертные комиссии, куда входят ведущие учёные по данным направлениям, для анализа работы институтов… для анализа результатов, достижений, для анализа наличия приборной базы, аналитического оборудования и в том числе эффективности руководства научными исследованиями».
2. Тематические отделения – повышение ответственности, интенсивности работы и включенности в процессы экспертизы.
3. Научные советы – объединяют ученых и практиков, их роль необходимо повышать, а также «каждый научный совет должен быть привязан к определённой программе финансирования научных исследований, особенно когда оно [идёт] из госбюджета».
Среди конкретных предложений прозвучало ожидаемое – «та категорийность институтов, которая сегодня есть, сегодня неактуальна, её, конечно, по нашему мнению, надо отменять, потому что она мешает развитию научных институтов».
Из многообразия приоритетных направлений развития России – особенно на пути противодействия санкциям и курсом на технологический суверенитет – Геннадий Красников особо фиксирует два: микроэлектроника и квантовые технологии.
Именно работа по квантам представлена как образец:
«Я возглавляю ещё совет по квантовым технологиям. Правительство в лице Дмитрия Николаевича Чернышенко, вице-премьера, поручило нам отслеживать и экспертировать «дорожные карты» по квантовым технологиям. Это «Росатом» – квантовые вычисления и квантовые симуляторы, это РЖД – по квантовым передачам данных и квантовой криптографии, это «Ростех», где квантовый сенсор. Мы внимательно рассматриваем и корректировки «дорожных карт», задания, отчёты и считаем, что это эффективно».
В качестве стратегической задачи Геннадий Красников обозначил инициирование (разработка, представление, научно-методическое руководство) масштабных проектов. Конкретика, к сожалению, озвучена не была.
Моделью научно-технологического развития должны стать сквозные проекты полного инновационного цикла:
«Мы предлагаем формировать консорциумы, объединения без образования юрлиц: это фундаментальная наука, отраслевая наука, вузовская, высокотехнологичные предприятия. Формируется сквозная цепочка под конкретный результат.
Причём финансирование этой цепочки может идти из разных источников».
В финансовой части речь идет о многостороннем (с привлечением бизнеса), многоканальном (от нескольких федеральных распорядителей бюджета) и многоуровневым (со стороны регионов) спонсировании комплексных проектов. Ориентированы они должны быть не только на статьи, но и на конкретные результаты.
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/28699