Найти тему
46,4K подписчиков

Кто-то гадает на кофейной гуще, кто-то — на мирном атоме. Почему энергокошмар Европы еще впереди

6,2K прочитали
Информационный фон последних дней для России — сплошной негатив.

Информационный фон последних дней для России — сплошной негатив. Сдача «врагу» Херсона; наращивание военных поставок Украине со стороны Запада; скандалы с частичной мобилизацией; бегство десятков тысяч «патриотов» из России (в страны Закавказья и Балтии — тех, кто победней, в Землю обетованную — тех, кто побогаче); демонстративный отказ от гражданства РФ знаковых российских фигур; коматозный саммит «Большой двадцатки» на индонезийском Бали, на котором Россия то ли была, то ли не была; недопуск российских специалистов-ядерщиков на заседание МАГАТЭ в США; падение на польскую ферму ракет… Список — длинный. Настолько, что в нем как-то даже затерялся мировой энергетический кризис, о котором в российских СМИ говорят безостановочно более полугода.

Тем не менее причины для оптимизма тоже есть. В медийном пространстве нет-нет да и встречается информация, которая не только объясняет реальный смысл происходящего, но и дает вполне осязаемое представление о будущем. Главная проблема — обнаружить такую информацию. И правильно ее интерпретировать. Это — наши маркеры.

Информационный фон последних дней для России — сплошной негатив.-2

Сегодня в качестве таких маркеров у нас будут атомные электростанции.

Маркер первый: АЭС в Венгрии

26 августа Управление по атомной энергетике Венгрии опубликовало на своем сайте документы о выдаче госкорпорации «Росатом» разрешения на строительство 5-го и 6-го энергоблоков атомной электростанции «Пакш», которые составят АЭС «Пакш-2».

Маркер второй: АЭС в Турции

19 октября руководитель «Росатома» Алексей Лихачев заявил телеканалу «Россия 24» о том, что госкорпорация приступила к переговорам с партнерами из Турции по строительству второй АЭС на побережье Черного моря.

Как понимать маркеры

Начнем с Турции.

До недавнего времени все разговоры об АЭС в Турции шли лишь вокруг станции «Аккую», строительство которой началось в 2018-м. Первый блок должен быть построен в апреле 2023 г., второй — в 2024 г., третий — в 2025-м, четвертый блок, строительство которого пока еще не началось, должен быть введен в эксплуатацию в апреле 2026 г.

Самый масштабный проект Турции — АЭС «Аккую», первый блок которого должен быть сдан в 2023 году
Самый масштабный проект Турции — АЭС «Аккую», первый блок которого должен быть сдан в 2023 году

Чем, в первую очередь, интересен проект «Аккую»? Тем, что реализуется он по модели «строй — владей — эксплуатируй» (build — own — operate), которая до сих пор не применялась в мире при строительстве АЭС. Суть ее в том, что российская сторона будет не только инвестором и строителем АЭС, но и владельцем будущей станции. Россия полностью берет на себя обязательства по строительству, вводу и эксплуатации АЭС, а турецкая сторона гарантирует закупку электроэнергии на протяжении 60 лет.

Теперь переходим к новой турецкой АЭС, ее площадка располагается неподалеку от города, где произошел разгром турецкой эскадры русским Черноморским флотом (30 ноября 1853 года) под командованием вице-адмирала Павла Степановича Нахимова (то самое знаменитое Синопское сражение).

Крах евро
Крах евро

Впервые об этой станции зашла речь в 2018 году, но — не задалось. К чему избыточные мощности по генерации энергии, если она никому не нужна?

И вдруг спустя четыре года, уже в середине октября 2022-го, как гром средь ясного неба, прозвучала информация о начале переговоров «Росатома» с турецкой стороной о строительстве АЭС «Синоп». Коротеньких публикаций на эту тему (практически дословно повторяющих друг друга) вышло около двух десятков. То есть почти ничего. Мир как будто и не заметил их. Что уж тут говорить об обычной публике, которая прошла мимо, даже не останавливаясь.

От 10 до 20% промышленности Германии в ближайшие годы «переедет» в Турцию и Венгрию. К дешевой электроэнергии.

А мы — остановимся. Что в этих заметках было сказано?

Глава «Росатома» Алексей Лихачев: «…Мы приступили к переговорам с нашими <…> турецкими бизнес-партнерами о формировании <…> энергорынка Турции с учетом будущего наличия крупной атомной электростанции».

Президент Турции Эрдоган: «В будущем АЭС «Синоп» должна покрыть 10% потребности страны в электроэнергии».

То есть четыре года назад данная АЭС была избыточной, а весь существующий дефицит электроэнергии страны должна была покрыть АЭС «Аккую». Сейчас же речь идет о будущем увеличении на 10% энергопотребления Турции.

АЭС в турецком городе Синоп
АЭС в турецком городе Синоп

Наконец-то мы подошли к объяснениям, как понимать АЭС «Синоп». Две коротенькие фразы Лихачева, Эрдогана следует понимать следующим образом:

  1. На Европе поставлен крест, она приговорена. Если до 19 октября еще теплились надежды, что ЕС выживет и деиндустриализации еврообъединения не произойдет, то 19 октября эти надежды приказали долго жить. И когда Лихачев и Эрдоган говорили про будущую АЭС в Синопе, речь шла не про АЭС. Они зачитывали «медицинское свидетельство о смерти пациента». Внешне не изменившаяся картинка жизни европейцев никого не должна обманывать. Если врач (США) сказал в морг — туда Европу и повезут.
  2. Переезд «индустрии» Европы в США не очень задался. Да, какие-то предприятия безусловно начали переезжать. Но — совсем немногие. Бизнес понимает: когда американцы предлагают европейцам перевозить предприятия на восток США, они становятся заложниками американских АЭС, полностью зависящих от российского урана. Как там сложатся карты, никто не знает. Поэтому часть европейского бизнеса собирается отправиться в Китай. А часть предприятий Европы переедет… в Турцию, которая на пару с Венгрией через несколько лет будет обладать самой дешевой электроэнергией на континенте (за исключением России). И когда Эрдоган говорил про увеличение на 10% энергопотребления Турции, он, по сути, открытым текстом озвучил планы (видимо, уже согласованные, иначе об АЭС «Синоп» никто бы не заикнулся), согласно которым 10% предприятий Европы должны «переехать к нему».
  3. Безопасность АЭС в мире сегодня могут обеспечить только две страны. Это США и Россия. Причем по обоюдной договоренности. Поэтому не случайно АЭС «Синоп» будет располагаться почти на берегу Черного моря. И не случайно АЭС «Синоп», как и АЭС «Аккую», будет обладать экстерриториальностью, то есть принадлежать России. И Россия будет обязана свой объект защищать «всеми имеющимися ресурсами».
  4. Черное море станет внутренним морем для России и Турции. Для безопасности АЭС. Всю причерноморскую территорию Украины России придется брать. От Херсона до Тирасполя и Кишинева. Не столько из-за Украины, сколько из-за гадящих с помощью Украины англичан.
  5. В перспективе отрезаны от Черного моря будут также Румыния с Болгарией. Их сожрет… Турция. А Россия никак этому препятствовать не будет. Под раздачу Турции попадет и Южный Кипр, который пока еще греческий и который входит в Евросоюз. Пока еще. Кстати, разделение Кипра в 70-е годы прошлого века произошло во многом «благодаря» Англии…

А еще часть европейской промышленности (минимум) собирается пригреть у себя Венгрия, которая начинает форсировать планы по строительству АЭС «Пакш-2». Орбан рассчитывает на «европейский промышленный пирог» в размере 10-15%.

Эскизный макет АЭС «Пакш-2» в Венгрии
Эскизный макет АЭС «Пакш-2» в Венгрии

Какой у нас горизонт планирования? В смысле прогнозов по мирному атому? Ответ простой. Смотрим на проектные сроки строительства венгерской и турецкой АЭС: 6-8 лет.

Текст: Владимир Орехов

Фото: atomic-energy.ru, rosatom.ru и из открытых источников